Путевые заметки, Центр комиксов и визуальной культуры

БУМФЕСТ-2011: дневник фестивальных событий. День первый: Last Match и Miguel Gallardo

Конец сентября выдался жарким не только в смысле погоды, которая отличалась в этом году редкостным дружелюбием, но и в смысле насыщенности мероприятиями. Помимо вошедшей в кульминационную стадию работы над сборником «Изотекст», сотрудники нашего Центра комиксов готовились к поездке в Санкт-Петербург – чтобы принять участие в V Международном фестивале рисованных историй «Бумфест».

Представляем вашему вниманию небольшой отчёт, сложенный из впечатлений и фотографий, наконец-то приведённых в порядок после этой во всех смыслах яркой поездки.

Бумфест, день первый: открытие лекционной программы

Открытие выставок для посещения началось уже с 10 сентября, когда в Библиотеке книжной графики (ул. 7 Красноармейская, 30) заработала первая экспозиция – «Comics, manga & Co» (Германия). Подробнее об этой выставке мы расскажем чуть позже.

Организаторы «Бумфеста» потрудились на славу – во время фестиваля можно было практически ни на минуту не выходить из культурного пространства, перемещаясь с одной событийной точки на другую. К сожалению, программа фестиваля была столь насыщенна, а у наших специальных корреспондентов было всего по паре ног и по одной голове, которые не могли работать круглые сутки безостановочно, нуждаясь в отдыхе и сне (увы – некоторая часть фестивальной программы так и осталась для них «за кадром»).

***

Для нас фестивальная карусель закружилась вечером 22 сентября, когда, едва придя в себя после прибытия в Питер и заселения в отель, мы отправились по адресу Большая Морская улица, дом 47 – там, в музее В.В. Набокова должно было состояться открытие сразу двух выставок – «Last Match» (Латвия) и «Maria y Yo»  Мигеля Гаярдо (Испания). Рассматривая развешанные по стенам работы, я подумала, что, даже если организаторы фестиваля ничего такого не подразумевали, выбор места для этих экспозиций просто идеален. И вот почему.

Проект «Last Match» («Последняя спичка») – это комикс, составленный из работ 40 художников. Каждый рисунок размером с спичечный коробок – и повешен на стену с помощью спички. Издалека вся эта коллекция пёстрых картинок-малюток напоминает пришпиленных кропотливым энтомологом бабочек – а именно коллекционирование бабочек было страстью Владимира Набокова.


Зал выставки Мигеля Гаярдо (Miguel Gallardo) – это грустный и светлый рассказ на бумаге – «Мария и я» («Maria y yo»). Сложно сказать, что это – новелла, роман, зарисовка, дневник, исповедь?.. История Мигеля Гаярдо – о его дочери Марии, которая родилась аутисткой. Это история отца, каждый день находящего общий язык с девочкой, которая не знает языка людей в том смысле, в каком понимаем его мы. Это история о бесконечном терпении, о бытовом мужестве, о героизме без громких слов и картинных поз, о вере, которая абсурдна, и потому священна вдвойне. И ещё – это история о судьбах всех тех, в чьи семьи приходят дети, которые не похожи на других.

Это трудная история, особенно для русского зрителя и читателя (в зарубежной литературе есть, по крайней мере, Квазимодо, карлик Гюнтера Грасса и мальчик-аутист Кристофер из романа Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки»). В русской культуре не так много даже вымышленных персонажей, имеющих какой-либо физический изъян, инвалидность или ущербность. И высокая степень откровенности художника в рассказе о таких семейных, обычно скрываемых вещах, смущает, тревожит, волнует – заставляет испытать массу эмоций.

История Марии – это послание к людям всего мира, вне зависимости от их национальности. Потому что Другие и Не Такие могут родиться абсолютно в любой семье. Но это не значит, что они испытывают другую любовь или другую боль. Или другую радость. История жизни таких людей – история борьбы с миром, с общественным мнением, с жалостью, презрением, отвращением и даже ненавистью. И всякий раз вместе с ними приходится бороться их родным и близким – и не всякий выдерживает это бремя.

Об этом и многом другом рассказал сам Мигель – в интервью журналистам,  в приветственной речи перед открытием выставки, в мультфильме по мотивам комикса (его показывали нон-стопом в соседней с экспозицией комнатке).

Я обещала объяснить, какая связь между историей об испанской девочке и музеем Владимира Набокова?.. Ну как же это – какая. Именно набоковскому перу принадлежат такие чарующие, страшные и пронзительные произведения как рассказ «Картофельный эльф» и роман «Соглядатай». Именно о них по некоей странной – но вполне объяснимой – ассоциативной связи я думала, когда рассматривала рисованную историю Марии.

Но вечер не ограничился открытием только этих двух выставок. Впереди нас ожидала торжественная официальная презентация самого фестиваля «Бумфест»! Впрочем, об этом – в следующей заметке.

Продолжение следует.

Текст и фото – Олеся Шамарина