Новости

Николай Рахманов: «Я снимаю по солнцу!»

Небольшого роста пожилой седовласый человек в очках стоял на пороге нашего Зала комиксов и внимательно рассматривал наши выставки, рисунки на стенах, книги…

- Николай Рахманов, фотограф, – представился он. Затем, весьма лестно отозвавшись о нашей библиотеке и организации пространства, предложил устроить выставку своих работ. Можно сказать, вот так, с той беседы, и началось моё с ним знакомство.


Николай Рахманов в Малом зале РГБМ. Фото Кирилла Баева.

Это было не просто знакомство, а знакомство-открытие. Можно даже сказать – открытие автора, работы которого мне – да и многим другим людям – были известны с самого детства. Его роскошные фотографии часто использовались учителями советских школ, когда нужно было проиллюстрировать рассказ о красоте и величии нашей столицы, киоски Союзпечати пестрели открытками и обложками журналов с его фотографиями Москвы во всевозможных ипостасях и ракурсах, полки библиотек украшали красочные тематические альбомы с его фотоиллюстрациями. То есть, эти изображения всегда были рядом, стали настолько подразумевающейся частью повседневной жизни, что, разглядывая их, никто и не задумывался над тем, что у них есть вполне конкретный автор. А ведь он был, и имя ему было – и есть – Николай Николаевич Рахманов.


Краснознамённая Красная площадь. Фото Николая Рахманова

Выставка его работ под названием «Фотопанорамы Николая Рахманова» открылась у нас в библиотеке 13 апреля и продлится до 5 мая.

Не знаю, как для Николая Николаевича, а для нас это большая (и по объёму работ, и по значимости события) выставка. Количество фотографий и масштаб личности их автора таков, что мы решили разместить работы на трёх площадках, сгруппировав их под разными названиями: «Двенадцать столиц», «Фотопортреты» и «Фотография и полиграфия». А наши сотрудники сделали подборку альбомов из фондов РГБМ – для специальной экспозиции «Фотокниги Николая Рахманова» в зале Центра комиксов и визуальной культуры. В эту экспозицию вошли как именные альбомы Николая Николаевича, так и книги, в иллюстрировании которых он принимал участие в разные годы. Пользуясь случаем, выражаем огромную благодарность Нине Олеговне Прониной, которая и подала идею организовать эту экспозицию, а затем оказала неоценимую помощь в поисках книг в необъятных фондах библиотеки.


Подарочное издание фотоальбома Николая Рахманова «Московский Кремль»


Николай Рахманов, советский и российский фотограф, и Александр Кунин, руководитель Центра комиксов и визуальной культуры РГБМ, на открытии выставки «Фотопанорамы Николая Рахманова» ( 13 апреля 2012 г.)

Несколько слов об одной из частей выставки – об экспозиции «Фотография и полиграфия». Она впервые была показана 40 лет назад – всего единожды, а затем 40 лет хранилась в архиве Николая Николаевича. Мы разместили этот драгоценный раритет в нашей «Оранжевой галерее». Слегка пожелтевшие планшеты и подвыцветшие фотографии не только имеют некоторый музейный налёт, но и дают наглядное представление о том, как изменилась не то что фотография – сама жизнь нашей страны за минувшее сорокалетие. На снимках, когда-то украшавших собой советские журналы – то разноцветный восточный базар, то демонстрации трудящихся под алыми знамёнами на Красной площади, то дороги по земле и в космосе, то новые для того времени архитектурные формы, то улочки Таллинна, то первые авторские снимки Кремля… И …невольное щемящее, ностальгическое ощущение у зрителей и посетителей, гостей старшего поколения…


«Кремлёвская звезда сияет над столицей». Фото Николая Рахманова

Попадая в Малый зал, который расположен рядом с Оранжевой галереей, сразу отмечаешь совсем иной темп и ритм движения на ярких фотографиях современной столицы. Хотя на выставке представлены работы разных лет, совершенно отличных друг от друга, в каждой из них есть нечто общее – высочайший профессионализм автора и его любовь к своему городу. И об этом не раз говорилось на выступлениях во время открытия выставки, когда слово было дано собравшимся друзьям, ученикам, родным и почитателям творчества Николая Рахманова.

В начале встречи Николай Николаевич подарил в фонд нашей библиотеки целую подборку своих великолепных фотокниг с дарственными надписями.

Надо сказать, фотокниги Рахманова неоднократно получали различные высокие награды, а его персональные выставки украшали собой лучшие залы России и многих европейских стран. Николай Николаевич много лет возглавлял секцию фоторепортеров Союза журналистов Москвы, стал лауреатом премий «Золотой Глаз России» Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России, а также «За достоинство и профессионализм». Он был награждён Почётным Знаком Союза журналистов РФ и Австрийским рыцарским орденом замка «Lokhen Hause». И вот этот легендарный человек охотно и просто общался с каждым, кто пришёл повстречаться с ним.

Один из друзей фотографа рассказал историю про то, как однажды они вместе должны были работать (то есть снимать Москву), в тридцатиградусный мороз на крыше высотки. «Я, – сказал он, – через 15 минут понял, что совсем замёрз. Съёмку прекратил и тихо спустился с крыши. А вот Николай остался и снимал почти весь день! Да что там – представляете себе, был случай: 1 января, все “отходят” от встречи Нового Года. А вот Николай встаёт спозаранку, одевается, берёт камеру… ему все: «Ты куда?!» – а он: «Да я пойду, поснимаю!..»

Николай Николаевич, в свою очередь, подробно и живописно рассказал о том, как регулярно доводилось таскать на себе аппаратуру весом около 80 килограмм, как ему было позволено снимать в Мавзолее, как пришлось договаривался со строителями и реставраторами храмов Кремля, чтобы те разрешили забраться на строительные леса для проведения съёмок, как, предлагая свои работы различным журналам, он порой наталкивался на рогатки цензуры…

Молодые фотографы слушали с острым интересом, задавали вопросы; часто случалось, что просили рассказать о специфике работы над каким-нибудь конкретным снимком, пытаясь понять и запомнить профессиональные приёмы мастера. Как бы подводя итог встрече, Николай Николаевич сказал: «Я снимаю по солнцу!» Эта фраза как нельзя лучше характеризует его и как художника, и как человека.

Наталья Балашова