Клуб любителей фантастики и хоррора, Книгобоз

«Жизнь после смерти». Первая встреча клуба любителей фантастики и хоррора

Первая встреча Клуба любителей фантастики и хоррора РГБМ была посвящена жанру постапокалипсиса. Каково жить в мире после глобальной катастрофы? Каким он будет, этот Конец Света? И кто они – люди «светлого» пустынного будущего?


© Rainer Kalwitz

По сути, богатый и разнообразный жанр постапокалиптической фантастики – это вариации ответов на древнейший вопрос о том, что ожидает человека за порогом смерти. Есть ли там что-то за гранью? И неужели конец – это Конец? Не обладая достаточным опытом и знаниями о смерти физической, тем не менее, человечество накопило обширный печальный архив по теме «жизни после катастрофы».

Изначально человек впечатлялся природными катаклизмами: наводнения, извержения вулканов, изменения климата. Наши предки создали богатый корпус мифов, легенд, сказаний и сказок. Только вспомните сказания про архетипичный Потоп или образ стрелы бога Индры из «Рамаяны» (падение «небесного огня» – метеоритов).

Затем пришло время новых напастей – опустошительных болезней. Так, Чёрная Смерть – средневековая чума – уничтожила большую часть населения Европы. Память об этом составила целый культурный код. И первые произведения постапокалиптического жанра были связаны исключительно с этим наследием. В 1826 году выходит роман «Последний человек» Мэри Шелли - трехтомная история Европы XXI века, искалеченной страшным заболеванием. Роман Шелли принято считать отправной точкой для жанра постапокалипсис. (Вот ведь примечательная особа! И образ чудовища Франкенштейна она застолбила, и с «последним человеком» в точку попала).

Новый век привнес свои реалии. «Алая чума«, роман Джека Лондона, вышедший в свет в 1912 году, также рассказывал об ужасной эпидемии. Однако здесь свои коррективы уже внёс прогресс – стремительному распространению заболевания поспособствовал современный скороходный транспорт: пароходы, паровозы. Смерть мчалась по свету, в буквальном смысле, на всех парах!

Однако стоит ли говорить, что главным пугалом XX века стало ядерное оружие?.. Ещё никогда человечество не получало возможности тотального самоубийства. А тут – нате, распишитесь.  Пусть от событий Хиросимы нас и отделяют почти 70 лет, но последствия этого открытия нам еще только предстоит осознать. Так утверждал в одном из своих последних интервью академик Сергей Капица. Многочисленные писатели, комиксисты и режиссеры не занимались осознаванием, но зато принялись создавать свой удивительный мир «ядерного апокалипсиса». Это и классический Невил Шют с романом «На берегу«, и карнавальная повесть Роджера Желязны «Проклятая долина« , в которой по пустошам бывших США катаются озверевшие байкеры :)

Каждый из пришедших на встречу вспоминал наиболее понравившиеся ему сценарии конца света. В «Машине времени« Герберта Уэллса цивилизация «закатилась» из-за капиталистической диктатуры, а в трэш-романах 80-х годов, вышедших из-под пера Зеба Шилликота (псевдоним, под которым поработало порядка 40 авторов) сжимающаяся Вселенная вызвала полную апатию у человечества – прогресс оказался больше никому не нужным. Вспомнили роман Александра Беляева «Продавец воздуха«, в котором алчный ученый уничтожал атмосферу, и «Рой» Майкла Крайтона – фантастический роман, обыгрывающий концепцию «серой слизи», т.е. вышедших из под контроля нано-роботов, перестраивающих мир по своему образу и подобию, не считающихся с жизнью органической.

Однако главным выводом из этих рассуждений и обмена впечатлениями о полюбившихся книгах и фильмах для нас, собравшихся вместе, стало парадоксальное и шокирующее открытие – вся наша цивилизация и есть общество постапокалипсиса. История – это череда Концов Света. Природные катаклизмы, опустошительные эпидемии, технологические революции, войны. И каждый раз по прошествии некоторого времени человечество восставало, принималось за жизнь чуть ли не с удесятеренной силой! Конец Света оказывался тем мотивационным «пинком», которого и врагу не пожелаешь, но без которого никак. Неужели Конец Света – наша объективная реальность? Похоже на то. Однако, надеемся, что в ближайшем будущем обойтется без роботов Скайнета, а то Шварцнеггер уже не молод и вообще губернатор. Он уже вряд ли поможет.

P.S. В конце встречи собравшиеся порекомендовали друг другу произведения в жанре постапокалипсис, которые произвели на них самое сильное впечатление.

  • «Орикс и Коростель»  Маргарет Этвуд;
  • «Зеленая комета» и другие рассказы Герберта Франке;
  • «Отравленный пояс» Артура Конан Дойля;
  • «Дорога» Кормака Маккарти.

3 комментария