Новости, Театральная студия «Метафора»

Театральная студия «Метафора»: когда в зале возникает атмосфера таинства

Темно. Горят лишь  лампы софитов, заливая мягким, тёплым светом сцену и немногочисленные декорации. Зрители уже в зале. Одни что-то обсуждают, другие отключают мобильные телефоны, третьи внимательно осматривают небольшое помещение, в котором скоро начнётся действо, – но мы знаем, что у всех одинаково с замиранием бьётся сердце, они преисполнены необычным чувством, которое как-то щекочет внутри и заставляет невольно улыбнуться, предвкушая начало волшебного представления.

А что по ту сторону воображаемого занавеса?

Актёры театральной студии «Метафора» готовятся к выходу: прилаживают последние детали костюмов, готовят реквизит, повторяют текст и волнуются. Волнуются все:  и те, кто уже давно знаком со сценой, и те, кто только начали идти по пути этого непростого и таинственного искусства.

Звучат первые аккорды музыкального сопровождения, свет на сцене меняется… выходят актёры, и мы вместе с ними перемещаемся в пространстве и времени, наблюдая за происходящим на сцене, переживая вместе с ними, а порой и угадывая в героях пьесы самих себя.


Мгновения спектакля «Тень» по пьесе Евгения Шварца

Режиссёр студии «Метафора» Ярослав Иванов: «Когда начинается спектакль – особенно если это премьера – я проживаю вместе с актерами каждый шаг их героев, каждый взгляд и жест. Как родитель, который проживает каждый первый шаг своего ребёнка, я слежу за рождением нового спектакля. И самые дорогие моменты — когда в зале возникает атмосфера таинства, когда зрители сопереживают героям спектакля и откликаются на жизнь образов, которую мы создаем вместе с актерами.»


Ярослав Иванов. Режиссёр должен и сам быть актёром,
иначе как объяснить, чего ждёшь от соратников по сцене?

И действительно, если кому-то из вас представится случай побывать на репетициях студии, вы убедитесь в том, что режиссёр бережно прорабатывает с актёрами до мельчайших подробностей каждую роль: это очень глубокий и подробный анализ поступков героя, всех переживаемых им чувств, каждой фразы, каждого произносимого на сцене слова. Ярослав часто повторяет актёрам одну  ключевую фразу: «Главное на сцене – процесс! Не нужно играть результат! Зрителям интересно наблюдать за процессами, которые происходят в душе и мыслях человека».


Процесс проработки роли

Такой работой режиссёр добивается полного погружения зрителей в происходящее на сцене. За героями  интересно наблюдать, им сопереживаешь – невозможно остаться равнодушным к их истории.


Светотень пьесы Шварца

Интересно, что Ярослав использует  очень оригинальный сценографический подход к решению спектаклей. Действие спектакля «Тень», например, разворачивалось не в едином пространстве классической сцены, а на трёх разных площадках библиотеки. Зрители становились непосредственными его участниками и перемещались вместе с актёрами:  из  комнаты Учёного на нулевом этаже – в конференц-зал Королевского дворца на первом этаже, а по случаю выбора нового Короля был организован самый настоящий фуршет в фойе, где зрители праздновали  воцарение нового монарха в качестве приглашённых на церемонию подданных.


Репетиция церемонии праздника в фойе библиотеки

На текущий момент среди осуществленных проектов студии «Метафора» – спектакль «Мелочи жизни» по рассказам А.П. Чехова, фантазийный перформанс по рассказам Д.Хармса, пронзительный спектакль «Тень» по пьесе Е.Шварца, фильм «Старуха», который высоко оценили мастера кино и филолог, литературовед Александр Кобринский, автор книги о Хармсе из серии ЖЗЛ (этот фильм был представлен московской и петербургской публике).


Студия «Метафора» сезона 2010-2011. Спектакль «Мелочи жизни»


Студийцы сезона 2012-2013

Что же впереди?

А впереди показ уже полюбившегося зрителям спектакля «Мелочи жизни» по рассказам А.П. Чехова (с обновлённым составом студии), работа над спектаклем по оригинальной пьесе, написанной специально для этого коллектива (название и сюжет пока держатся  в тайне, но постановка будет необычной как по сюжету, так и по своей форме), создание целостных сценических произведений, в которых объединены театральное действие, пластическое искусство, художественное слово, музыка и видеоряд, – и, конечно, тренинги-тренинги-тренинги: по актёрскому мастерству, по постановке голоса, по хореографии и вокалу!

«Многие новые участники студии — бывшие наши зрители. И я вижу в этом положительную оценку наших спектаклей – рассказывает руководитель студии «Метафора». –  Для меня главное в театре — катарсис, это высшая цель театра. И если зрители, посмотрев спектакль (будь то комедия, драма или трагедия) проживут вместе с актерами мгновения полёта души и мысли к тому прекрасному и светлому, что составляет смысл нашей жизни, – значит, спектакль удался, и мы на верном пути».

Ну, что ж, остаётся пожелать этому молодому талантливому коллективу  ярких творческих проектов и, конечно же, верных, надежных, любящих зрителей!

Милена Р.