Клуб «Hibari», Новости

J-fest 2012: как это было (часть 1)

Уже в четвёртый раз в Москве проходит фестиваль японской современной культуры «J-fest». Организованный по инициативе посольства Японии в Москве, он является самым масштабным мероприятием года для тех, кому интересна культура Японии. Предлагаем вашему вниманию отчёт о происходившем в рамках фестиваля от наших специальных корреспондентов – руководительницы манга-клуба «HIBARI» Лидии Бабинцевой и сотрудницы Зала комиксов РГБМ Софьи Иванниковой.

* * *

Сложно пропустить такое фантастическое по насыщенности и охвату мероприятие. Мы побывали на этом фестивале – и с удовольствием хотим рассказать вам о нём!

Для начала стоит заметить, что в этом году фестиваль снова сменил своё местоположение. И весьма кстати! Предыдущие фестивали проходили в кинотеатре «35 мм» и Центральном Доме Художника (наши отчёты об этом можно прочитать по тегу J-Fest). И уже в прошлом году стало ясно, что эти залы не справляются со всё возрастающим количеством посетителей. Поэтому на сей раз фестиваль принимал концертный комплекс при гостинице «Космос»!

Наконец-то можно было достаточно комфортно передвигаться, рассматривать стенды и общаться с гостями и участниками! Но даже и тут не обошлось без исключений: к месту проведения некоторых особо популярных мероприятий было уж совсем не протолкнуться. Вы не представляете, как я рада, что в этот раз у нас было два фотоаппарата, и мы с Соней Иванниковой (бывшим завсегдатаем манга-студии «Hibari», а теперь нашей сотрудницей) смогли охватить корреспондентским фотовзором намного больше событий.

Но обо всём по порядку. В этом выпуске мы подробно расскажем о мероприятиях фестиваля, связанных с мангой. И немного затронем остальные виды традиционной прикладной художественной культуры Японии, которые также были представлены в соседних залах.

Манга – японские комиксы, имеющие глубокие корни в традиционном японском искусстве. Сейчас манга – крупная отрасль книгоиздательства в Японии. Её читают люди всех возрастов, манга-произведения выпускаются в разных жанрах и на разные темы. Не устояли перед этим явлением и люди в других странах. Манга нашла поклонников не только среди читателей, но и среди творческих людей. Россия – не исключение, у нас сейчас тоже много художников, работающих в этом жанре (или близкому к нему). Поэтому для всех, кому интересен этот вид искусства, организаторы приготовили мастер-классы и лекции.

Все лекции и мастер-классы по манге в этом году были проведены под руководством Коэй Нишино (Kohei Nishino) и Цугуми Нишино (Tsugumi Nishino) – это муж и жена, мангаки сёнен и сёдзё манги соответственно, более известные как дуэт Конохана Сакуя (Konohana Sakuya). Коэй Нишино преподает в университете Сейка. А Цугуми Нишино – в одной из манга-школ в Японии.

Лекции были рассчитаны на широкую аудиторию и на них приходили не только художники, но и обычные читатели.

Свой рассказ мангаки начали с новостей индустрии и расспросили аудиторию о том, какая манга ей нравится, какую посетители предпочитают. Художники были приятно удивлены, что в России читатели знают не только популярные топовые сериалы.

Основное время лекции было посвящено особенностям создания манги художниками и специфике её публикации в журналах и в виде отдельных томов. Мангаки рассказали о положении авторов в японской индустрии и упомянули новейшие тенденции развития этой отрасли. Также была затронута тема того, как для наиболее популярных проектов запускается производство аниме.

Из рассказа Конохана Сакуя можно было сделать интересные выводы о том, какой тернистый путь проходят художники манги, осваивая это – с виду несложное – ремесло. И они знают, о чём говорят! Представляете, они участвовали в создании полнометражного аниме «Gundam F91»!

Помимо прочего, лекторы отвечали на самые разные вопросы, которые задавали им зрители из зала. Начиная от того, как они оценивают работы других авторов, и заканчивая обсуждением проблем, с которыми сталкиваются молодые люди, желающие начать карьеру мангаки.

Прогресс неумолим и затрагивает даже такую традиционную отрасль, как рисование манги. В конце лекции Конохана Сакуя представили на суд зрителей проект Cyber Manga (Кибер Манга) – новое приложение для семейства устройств от Apple, доступное в AppStore. Киберманга – это интерактивные японские комиксы.

Как и любое мультимедийное приложение, такие комиксы рассчитаны на экранный просмотр, а, значит, не ограничены форматом печатных страниц. Кадры подгружаются на экран по мере того, как читатель пролистывает их.

Причём теперь кадр не обязательно является статичной картинкой – в нём могут присутствовать эффекты анимации. В таких комиксах можно активно задействовать любой вид музыкального сопровождения. Например, в Cyber Manga диалоги озвучены на оригинальном языке, а спич-бабблы («облачка с текстом») переведены на разные языки – английский, немецкий, русский и т.д.

Авторы уверены, что очень скоро всё больше и больше комиксов, манги и инструкций по применению тех или иных устройств будет превращаться в приложения для мобильных гаджетов, а также надеются, что этот формат чтения поможет иностранцам упростить изучение японского языка и облегчить понимание его разговорной части.

Мастер-классы начального уровня проводили ученицы университета Сейка (Seika). Занятия были посвящены принципам работы с маркерами Copic и перьями G.Т.к. Эти мастер-классы были абсолютно аналогичны прошлогодним, мы покажем только фотографии процесса.

Мастер-классы продвинутого уровня проводили сами Коэй Нишино и Цугуми Нишино.

Каждый мастер-класс начинался с краткой напоминающей лекции о том, как создаётся манга. Далее Цугуми Нишино-сенсей подробно показывала принцип работы. А после строго следила за тем, что получается у пришедших на обучение. Все инструменты для мастер-классов были привезены из Японии.

Первый мастер-класс был посвящён изучению принципов работы пером и браш-пеном. На предложенных образцах ученики практиковались в обводке контуров и заливке областей. Они узнали также, зачем нужен голубой карандаш в рисовании, и что делать, если появились кляксы.

А второй мастер-класс был посвящен принципам работы со скринтонами. Участникам для экономии времени выдавалась заранее подготовленная страница с иллюстрацией, на которую нужно было наложить скринтоны и попрактиковаться в создании дополнительных эффектов, которые можно получить, протирая тонирующие плёнки ножом.

Несмотря на то, что все мастер-классы проводились очень интересно, я считаю, что разделение их на занятия «для продвинутых» и «для начинающих» было сделано организаторами не совсем верно. В общем и целом, все приёмы и темы, о которых рассказали мангаки, относятся к базовым знаниям, необходимым для любого уровня работы.

Например, если вы не первый день занимаетесь мангой, то вы знаете, что она рисуется тушью не только при помощи пера, но и с использованием ручек-кисточек. Для достижения нужных по качеству линий и заливок мангаки постоянно применяют множество разных инструментов для рисования и черчения – маркеры, линеры, изографы, рапидографы и т.п.

В таком случае вам известно и то, что скринтонами называются серые заливки. Грубо говоря, скринтоны фабричного изготовления – это прозрачные плёночки с чёрными точками разного размера. Точки образуют мелкую растровую сетку, которую человеческий глаз воспринимает как равномерный тон или градиент. Из большого листа мангаки вырезают ножом для бумаги нужные по форме кусочки и наклеивают на выбранную область рисунка. Скринтоны можно выскребать при помощи ножа, чтобы получить, например, блик на волосах персонажа, облака на небе или узор на ткани. Немаловажно учитывать, что в России большинство этих материалов и инструментов очень сложно купить, а если вы их и нашли, они единичны и весьма дороги. Sad but true.

И, раз уж это всё вам известно, не секрет для вас и то, что эффект скринтона можно сымитировать множеством способов, как при помощи обычных подручных средств, так и на компьютере.

Надо сказать, что в воскресенье уже было снято это странное разделение на «продвинутых» и «начинающих» – и, при наличии свободных мест, на любое практическое занятие по манге за символическую плату можно было попасть даже новичку. И поработать наконец-то настоящими инструментами из Японии!

Часто в индустрии профессиональные мастера выделяют некоторую часть работы для своих ассистентов. Например, такой помощник может заниматься наклеиванием скринтонов. Наша Соня тоже попробовала себя в роли ассистента мангаки. После работы она поделилась впечатлениями: «Было очень интересно поработать с реальными материалами. Сейчас часто приходится пользоваться графическими программами для добавления эффектов к рисункам. Но работа инструментов в программах всего лишь имитирует действия, которые нужно проделать художнику для создания нужного контура или заливки. Поэтому мне кажется, что понимание оригинального процесса поможет более успешно использовать его преимущества в работе с компьютером».

Через 30 минут кропотливой работы многие участники мастер-класса успели проработать скринтонами только основные участки иллюстрации. Мы не удержались и спросили у Конохана Сакуя, сколько времени нужно профессиональному помощнику, чтобы справиться с этой работой. Цугуми Нишино-сенсей предупредила, что это индивидуально и зависит от опыта. И тут же переадресовала вопрос своей ассистентке, которая ответила, что полностью управилась бы со страницей минут за 20 :)

О косплее, аниме и киноадаптации «Бродяги Кеншина» мы поговорим в следующей части нашего отчёта. А сейчас – расскажем напоследок о традиционном искусстве: каллиграфии, суми-э и оригами.

Попробовать свои силы в традиционной каллиграфии можно было на мастер-классе Gaku.ru – компании, помогающей людям из любой точки мира поехать учиться и/или получить работу в Японии.

Посетители научились на тонкой рисовой бумаге специальными кистями выполнять основные штрихи, используемые для написания иероглифов. А потом под руководством мастера сделали для себя красивые надписи – например, свои имена или просто красивые слова.


Китайский иероглиф «Дракон»

Классом Суми-э руководила Вероника Васильева, ученица профессора пяти изящных искусств Ямадо Мидори (Япония). Её стаж преподавания – уже 27 лет! К слову, работы учеников – совершенных новичков – просто поражают воображение!

Как ни странно, «Оригами-Ёлку» от Нины Острун мы не нашли. Но все желающие могли на стенде Gaku.ru посмотреть (и, естественно, научиться делать) знаменитых журавликов счастья!

Продолжение последует очень скоро: впереди у нас косплей, ярмарка, выставка «Япония: Империя аниме-персонажей» и концерт Юи Макино!

А в третьей части – театр песни и танца «Чура» (Окинава), лекция о моде Такамаса Сакураи, мастер-классы кондитера Хидеки Морикава, стенды и перфомансы других участников фестиваля. Не пропустите!

Текст и фото – Лидия Бабинцева, Софья Иванникова