Анонсы, Книгобоз, Новости

Мария Мартиросова и её «Фотографии на память»

В четверг, 20 декабря, в 19:00 в Зале художественной литературы состоится встреча с писательницей Марией Мартиросовой, автором пронзительной повести «Фотографии на память».

Мария Мартиросова – писатель и журналист. Она стала известна благодаря рассказам, в которых поведала современным подросткам о событиях прошлых веков, интересных фактах из жизни великих и познакомила читателей с ранее не знакомым им народным фольклором.

Однако главным событием её писательской карьеры стала публикация повести «Фотографии на память» – сначала в журнале «Пионер» в 2004 году, а после и отдельной книгой.

И снова исторический материал – но такой близкий, такой осязаемый и такой … болезненный. Национальные конфликты, которые разгорелись на территории разваливающейся советской империи. «Фотографии на память» – это повесть о карабахском конфликте, который, ярко запылав в конце 80-х годов прошлого века, в итоге, как нарыв, прорвался войной 1992-1994 гг.

Но не спешите с выводами. «Фотографии на память» – это не эксплуатация темы, нет здесь «чернухи». Не так гнетут даже безумные, беспощадные и жестокие этнические столкновения простых граждан, бывших соседей и коллег, всех тех, для кого вдруг стало очень важным, что один – армянин, а другой – азербайджанец. Эти столкновения, показанные глазами ребёнка, в книге описаны настолько пугающе реалистично потому … что почти не описываются.

Повесть Марии Мартиросовой замечательно развивается в нескольких временных и жанровых плоскостях, которые удачно дополняют и отражаются друг в друге. Так, конфликт послевоенных мальчишек с хулиганом, позволившим себе назвать их друга «жидёнком», повторяется позже в националистическом азербайджанско-армянском конфликте: словно лёгкий взмах крыльев бабочки на первых страницах, он порождает бурю во второй части книги. Повесть начинается, как «дворовые истории» (а-ля «Денискины рассказы», «Неугомонные бездельники», «Манюня»), но оборачивается хроникой гражданской войны.

Мартиросова не спешит разбираться в причинах конфликта, показывать, кто прав, кто виноват. Трагедия её героини, девочки-подростка Марго, предельно субъективна. Именно этот прием позволяет писательнице показать весь абсурдный ужас националистического конфликта.

Повесть читается очень быстро, вам хватит и получаса. Но малый объём своей концентрацией бьёт так сильно, что трудно устоять. «Фотографии на память» врываются в ближний круг восприятия, разрывают оболочку комфорта – вот для чего выбрана метафора с фотографиями; вся повесть – будто страницы семейного фотоальбома, который хранится почти в каждом доме, в котором запечатлены близкие и знакомые. Повесть, посвящённая, по сути, фашизму, национализму, идеологическим манипуляциям и тем, кто попал в их жернова, резонирует огромной болью. Ведь всё здесь близко читателю – и время, и место, и люди.

Сергей Корнеев