Клуб любителей фантастики и хоррора, Книгобоз

И пусть с вами случится Амброз Бирс

Вы любите читать рассказы?.. Понятно, что пухлый том с многостраничной сагой, которым можно и в драке отбиваться, – это величественный образ Книги. Но вот рассказы… даже рассказики… малая литературная форма… Любите ли вы их? Так уж сложилось: сколько бы я ни встречал увлечённых читателей, все они делились строго на два лагеря – тех, кто рассказы любит, и тех, кто не любит.

Сегодня я оказался в «молодёжке» как-то особенно рано. И, вместо того, чтобы опрокинуть в себя кружку бодрящего кофе, решил начать день с нескольких захватывающих страниц. До открытия библиотека пустынна, все пуфики  свободны, а на полке я уже давно заприметил заветный томик рассказов Амброза Бирса.

Самым известным произведением Бирса, безусловно, является рассказ «Случай на мосту через Совиный ручей». И поверьте – ради встречи с такой литературой и стоит читать книги.

На железнодорожном мосту в северной части  Алабамы стоял  человек  и смотрел вниз, на быстрые воды в двадцати футах под ним.  Руки  у  него  были связаны за спиной. Шею стягивала веревка. Один конец  её  был  прикреплен  к поперечной балке над его головой и свешивался до его колен.

- начало рассказа «Случай на мосту через Совиный ручей»

Кадр из фильма «La Rivière du Hibou» – французской экранизации рассказа Амброза Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей» (An Occurrence at Owl Creek Bridge). Эта экранизация, снятая режиссёром Робером Энрико в 1961 году, получила премию «Оскар» за лучший игровой короткометражный фильм, премию BAFTA и Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в 1962 г.

Когда вы прочитаете эти несколько страничек необычной истории о приговорённом, позвольте себе несколько минут отдыха. Он вам понадобится, чтобы перевести дух. Потому что концовка ошеломляет даже подготовленного читателя. И пусть этот художественный приём нам знаком, но как был он введён Бирсом еще в 1890-м году, так до сих пор активно и используется – и в литературе, и в кинематографе, позволяя создавать самые эффектные и запоминающиеся концовки. И если у вас найдется сегодня свободные минут пять-десять, пусть с вами случится Амброз Бирс…


Амброз Бирс (автор портрета – Sanjin Masic)

Война – один из главных мотивов творчества писателя. Она оставила ему на память о себе весьма болезненный отпечаток (в самом буквальном смысле) – тяжёлое ранение в голову. Ветеран американской Гражданской войны 1861 – 1865 годов Амброз Бирс сумел на страницах своих произведений передать истинный ужас тех разрушений, что несет война. Показал беспощадную мясорубку, в которой нет победителей, а только боль, горе и страдания.


Обложки англоязычных изданий книг Амброза Бирса разных лет:
военная и сатирическая тематика.

Однако нельзя воспринимать Бирса только как военного писателя. Его талант много больше и изощрённее. Даже в своих самых известных военных рассказах «Чикамога» и «Случай на мосту через Совиный ручей», писатель умело предлагает особый «фантастический» взгляд на происходящее.

Иллюстрация Сантьяго Карузо (Santiago Caruso)
к рассказу Амброза Бирса «Монах и дочь палача»

Даже самые пугающие рассказы Бирса зачастую сдобрены смертельной порцией чёрного юмора.

Тот факт, что Генри Армстронга похоронили, казалось, отнюдь не убедил его самого в том, что он действительно умер: его вообще трудно в чём-то убедить.

- из рассказа «Летней ночью»


Обложки англоязычных изданий книг Амброза Бирса разных лет:
мистика и сверхъестественное.

Как журналист Амброз Бирс даже прославился благодаря своим язвительным и хлестким материалам: его репортажи и эссе имели огромный успех у читателей газет. Однако писательская его судьба складывалась неудачно, несмотря на то, что, как автор «страшных» рассказов, Бирс умело сочетал богатый жизненный опыт с традицией американской новеллы и великолепным авторским стилем. Прижизненные издания были немногочисленны и не принесли автору благосостояния. Поэтому-то в дни Мексиканской революции, будучи уже 71-летним пожилым джентльменом, Бирс, всё ещё не оставивший профессии обозревателя, присоединился к повстанческой армии легендарного Панчо Вильи, чтобы писать корреспонденции с передовой.

«Я отправляюсь отсюда завтра в неизвестном направлении», – так заканчивалось его письмо от 26 декабря 1913 года. После этого письма от Бирса больше не поступило ни одной весточки… Загадка его исчезновения не разгадана до сих пор.



Попытка объяснить исчезновение писателя Амброза Бирса:
выпуск San Francisco Bulletin от 24 марта 1920 года
(источник – The Ambrose Bierce Site)

Кстати, 3 года спустя после исчезновения Бирса, в Англии родился Роальд Даль, которого, после ознакомления с его творчеством, вполне можно было бы назвать реинкарнацией великого американца. Но о Роальде Дале мы поговорим как-нибудь в другой раз…

Текст – Сергей Корнеев,
подбор иллюстраций – Олеся Шамарина