Блог, посвященный е-книгам

  •  
  • Главная
  • Библиотечные социальные медиа. Пристрелка

Библиотечные социальные медиа. Пристрелка

Опубликовано 23 ноября 2012

Фото (отсюда), но я его зеркально перевернул, чтобы текст за спинами участников  читался

Сегодня, 23 ноября 2012 г. в «Президент-Отель» состоялась VI Всероссийская конференция «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы»

В её рамках прошёл Дискуссионный круглый стол «Социальные медиа vs читальный зал»

Модераторы:

  • Бейлина Елена Николаевна, главный редактор журнала «Университетская книга»
  • Казаченкова Любовь Александровна, главный редактор журнала «Современная библиотека»

Эксперты:

  • Абросимова Наталья Владимировна, заместитель директора по научной работе Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова
  • Гусева Евгения Николаевна, начальник Управления системой фондов Российской государственной библиотеки
  • Егорова Галина Ивановна, руководитель Центра книги и чтения Тверской областной универсальной научной библиотеки, главный редактор портала «Чтение 21 век»
  • Линдеман Елена Владиславовна, заместитель генерального директора Государственной публичной научно-технической библиотеки, автор блога «Библиотекарша»
  • Лисицкий Андрей Викторович, руководитель «Школы библиотечного лидерства» Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека», заместитель директора Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева
  • Пурник Александр Владиленович, главный специалист исследовательского центра «Библиотека, Чтение, Интернет» при Российской государственной библиотеки для молодёжи, автор блога «Планета е-книг»
  • Фёдоров Андрей Олегович, проректор Чувашского государственного института культуры и искусств, автор блога «Идеи простых решений»
  • Шибаева Екатерина Александровна, специалист Управления специальных проектов Российской государственной библиотеки, автор блога «Библиотечные штучки»
  • Ястребцова Елена Николаевна, генеральный директор «КМ-Образование», координатор «Школьного сектора» Ассоциации RELARN

Темы для обсуждения:

  • Социальные медиа – очередная новая обязанность библиотеки?
  • Надо ли учиться работать в социальных медиа?
  • Кто измерит эффективность работы в социальных медиа и надо ли это делать?
  • Читатель библиотечного блога. Кто он и каковы его потребности?
  • Надо ли активного читателя в библиотечных социальных медиа «тащить» в реальную библиотеку?
  • Социальные медиа: что они заменяют в традиционной библиотечной технологии?
  • Перспективы развития библиотечных сервисов в социальных медиа.

Довольно быстро выяснилось, что ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ не существует. Библиотеки и социальные медиа вполне себе сосуществуют и будут сосуществовать впредь к выгоде библиотек.  И опасности друг для друга не представляют. Если перефразировать старинный ганзейский девиз («Плавать по морям обязательно. Жить – по возможности»), то основная мысль была «Плавать в океане социальных медиа обязательно. Спать – по возможности». Если точнее, то я после обсуждения понял, что:

  • Социальные медиа не ограничиваются социальными сетями, а включают весь комплекс медиа из состава Web 2.0/Web 3.0 и сопутствующих сервисов и умений
  • Попытки размещать книжный контент (тексты и метаданные со ссылками на места скачивания книг) ни к чему хорошему кроме визга правообладателей не приведёт (раньше они визжали, что в соц. сетях пиратят видео и музыку, а теперь будут визжать, что пиратят и книги). А вот вполне законны обсуждение и ссылки на библиотеки, где можно легально получить книгу (печатную и электронную) легально и бесплатно, но на время или на магазины, где книгу (печатную и электронную) можно будет легально купить
  • Уже достаточно много библиотек и отдельных библиотекарей «обжились» в социальных меди, но основные ресурсы всё ещё нацелены на корпоративные (библиотечные) проблемы (самовыражение, отработка навыков, сбор, анализ и структуризация информации и т.п.)
  • Понятно, что библиотекарей нужно учить. Ясно, что в блогах приживаемость (блог продолжает работать через полгода после завершения занятий) редко превышает 3-5%. Чуть больше приживаемость в средствах коллективного сбора и обработки информации (например, Wiki-проекты) – думаю, что она редко превышает 10%. Наивысшая приживаемость (свыше 50%) будет в соц. сетях. Понятно, что слишком много ежедневно работающих в соц.медиа библиотеке не нужно, но (раз там находятся наши пользователи), то побывать и освоиться там (хотя бы в пассивном варианте (чтение и комментирование) может и должен практически каждый библиотекарь (иначе не найдёт общего языка ни с пользователями библиотеки, ни с персоналом библиотеки, который профессионально работает в социальных медиа)
  • Пора уже узаконить работу библиотечного персонала в социальных медиа и включить её (подобрав ПРАВИЛЬНЫЕ критерии) в показатели работы библиотеки, но тут важно отделить работу во благо библиотеки и по заданию руководства (в т.ч. по созданию информационного ресурса) от работ сотрудников над собственными проектами и от «зависания в соц. медиа» (для собственного удовольствия). Отделить это очень сложно. Как минимум, после обучения каждый сотрудник должен получить возможность 2-3 месяца  «обжиться в сети». А вот после этого времени надо решать берёт ли сотрудник на себя какие-то обязательства перед библиотекой (и согласна ли библиотека доверить ему такую работу). Если «срослось», то библиотекарь получает задачу и время на её решение (как правило, часть рабочего времени) и жёсткий контроль как выполнения задания, так и превышения лимита времени. Если «не срослось», то ничего плохого в том, что библиотекарь будет бывать в соц. медиа В НЕРАБОЧЕЕ время я не вижу
  • Понятно, что социальные медиа сильно влияют на чтение, особенно на чтение молодёжи. В этом плане крайне интересны результаты исследования/опроса РГДБ «Чтение московских подростков в реальной и электронной среде, 2012 год» (его презентовали на конференции). Не менее интересны были бы результаты исследования/наблюдения РГБМ «Молодые читатели в Интернете, 2012 год» (хотел я помахать со сцены книжкой, но забыл её в зале, а авторов на конференции не было и результаты исследования, к сожалению, не были представлены докладом).
  • Ясно, что в ближайшее время библиотекам придётся начать активно работать в социальных медиа, но тут библиотекам необходимы однозначные сигналы по государственной политике:
    а) Собирается ли государство стимулировать активность в сфере бизнеса с высоким уровнем добавленной стоимости (высокотехнологичные производства, исследования и разработки, сервис) или планирует интенсифицировать торговлю невосполнимыми сырьевыми ресурсами. С точки зрения библиотек важно понять нужны ли государству «шибко умные» и станет ли знание и квалификация основанием для социальных лифтов, а библиотека – стержневым элементом информационного обслуживания социальных лифтов, или не станет (провалы оборон. заказа и даже попыток РЖД поручить металлургии и машиностроению обеспечить железные дороги рельсовым прокатом заставляют усомниться в этом, но есть и слова руководителей…)
    б) понятно, что и библиотека как «тихая пристань для социальных лузеров» будет нужна и востребована, но и содержание её деятельности и отбор потенциальных (ЖЕЛАННЫХ) пользователей и тактика работы с ними в социальных медиа существенно зависят от соотношения этих категорий пользователей.
    в) Отчёт Роскомпечати за 2011 снова показывает снижение тиражей (уже не первый год рынок падает на 6-12% в год). Всё выше доля книг с тиражом до 500 экземпляров. У актуальной энциклопедической, научной, научно-технической и образовательной литературы тираж в 1000 экземпляров уже стал рассматриваться как хороший, а 2000 – как высокий. При том, что публичных библиотек в России св. 40 тысяч ясно, что обслужить потребность в подобной литературе за счёт печатных копий (при нынешнем копирайтном законодательстве это наиболее комфортно для библиотек) физически не удастся. По данному направлению необходимо централизованно оцифровывать ВЕСЬ спектр актуальной литературы (и постепенно оцифровывать издания прошлых лет) и предоставлять библиотекам и их пользователям доступ к результату на ЛЕГАЛЬНОЙ основе. Библиотекам публичным (особенно на муниципальном уровне) не важно какими будут договорённости с правообладателями. Важно, чтобы они позволили эффективно обслуживать пользователей актуальной литературой хотя бы в режиме ЧЗ (при централизованной оцифровке чтение онлайн с единого сервера позволяет обеспечить максимум защиты интересов правообладателя).
    Нынешнее копирайтное законодательство оцифровку разрешает только по прямым договорам со всеми правообладателями (опыт показал, что ТАК эффективно обслуживать будет невозможно) и только в режиме ЧЗ. Попытки легализовать оцифровку актуальных книг в указанном сегменте рынка натолкнулись на открытое противодействие правообладателей. Второе чтение разрешающих поправок в очередной раз отложено и речь идёт о «благодеянии» (разрешении оцифровки устаревшей литературы до истечения полного срока копирайта – варианты задержки оцифровки колеблются от 2 до 10 лет с различными оговорками). Понятно, что без актуальной литературы эффективного обслуживания «делового чтения» социально активного пользователя библиотека обеспечить не сможет и он (после того, как агитация библиотек в социальных медиа разбудит в нём желание пользоваться книгой) уйдёт туда, где сможет получить легальную книгу. В продаже большей части необходимой литературы данного сегмента нет. Часть есть в платных библиотеках (ориентированных на обслуживание ВУЗов), но для публичных библиотек (с очень широким и спорадическим спросом) их и недостаточно и по цене они (при разовых запросах) слишком дороги.
    Т.е. либо публичная библиотека получит возможность эффективно обслуживать пользователей актуальной е-книгой в рамках поддержки социальных лифтов и тогда за этого пользователя надо бороться в социальных медиа, либо такой возможности у публичной библиотеки не будет и потенциальный пользователь уйдёт либо к пиратам, либо к коммерческим (платным) сервисам. В последнем случае библиотеке бессмысленно тратить время и силы, пытаясь «завлечь» именно данного пользователя в социальных сетях

Данное обсуждение было «пристрелкой». Во вторник 27 ноября на эту тему, похоже, будет разговор в РГБ, а в пятницу (30 ноября) будут заключительные «стрельбы» в рамках Книгабайт на Нон-фикшен-2012

И почему так хочется верить, что «Карфаген должен быть разрушен»?

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Рубрика: Авторское право, Новости, Оцифровка, Поиск, Сопутствующие технологии, Форматы и их конверсия, Ценообразование, Цифровой контент, Цифровой контент. е-книги, е-книга и ридер в библиотеке, сервисы, ссылки на контент



14 комментариев:

  1. Планета е-книг » Blog Archive » Презентации от Е. Линдеман. Рекомендую:
    25 ноября 2012, 15:56

    [...] Первый материал – обновление презентации на Крым-2012, а вот два других, на мой взгляд, могут служить неплохим дополнением к дискуссии о социальных медиа и библиотеках (см. пост от 23 ноября 2012 «Библиотечные социальные медиа. Пристрелка«) [...]


  2. Нужны ли социальные сети библиотеке? — Вместо итогов недели (19-25.11.12). - Библиотечные штучки:
    26 ноября 2012, 11:03

    [...] после встречи уже подробно написали Елена Ястребцева, Александр Пурник, Елена Линдеман и Андрей Федоров. И вот какой [...]


  3. Планета е-книг » Blog Archive » Библиотечные социальные медиа. Первый залп:
    26 ноября 2012, 16:13

    [...] дополнение к моему посту от 23 ноября 2012 (Библиотечные социальные медиа. Пристрелка) где я по результатам обсуждения попытался [...]


  4. Семен Семенович:
    30 ноября 2012, 14:37

    Если обратиться к не столь давним временам, то, возможно, вспомнится, что основную часть тиражей научной и научно-популярной литературы у нас, как впрочем и во всем остальном мире, обеспечивали заказы именно библиотек, в том числе ВУЗовских. Поэтому удивляться тому, что тиражи оной давно уже падают, право, достаточно странно, потому как известно, что и как наши библиотеки теперь покупают. А когда встает вопрос о библиотечном обмене электронными копиями, то сразу почему-то вспоминается об обязательных экземплярах каждого издания, которые в обязательном порядке и бесплатно предоставляются ряду центральных библиотек и, которые, надеюсь это всем понятно, могут там быть оцифрованны и предоставлены другим библиотекам «по обмену». В связи с этим возникает вопрос, каковы в этом случае будут продаваемые тиражи научной и научно-популярной литературы и смогут ли соответствующие специализированные издательства вообще существовать?
    И действительно ли это поможет развитию экономики страны?


  5. ekniga:
    1 декабря 2012, 00:36

    Семён Семёныч…
    Между технической возможностью оцифровать обязательный экземпляр и ПРАВОМ сделать это разница небольшая, но существенная.
    А что до тиражей, то важны ведь не изданные тиражи, а реально прочитанные экземпляры.
    Я не считаю принудительную оцифровку лучшим решением. Я не считаю её даже хорошим решением. Я считаю её наихудшим из работоспособных. Тот факт, что такое предложение попало в думу на обсуждение говорит (на мой взгляд), что правообладатели торпедировали предложения по согласованию легальной технологии эффективного обслуживания пользователей библиотек с использованием е-книг. Такие технологии отработаны и в США, и в Европе, и в латинской Америке и в Китае. И везде согласование подобных технологий уменьшало пиратское копирование и увеличивало доходы издателей (и за попадание в библиотеки правообладатели получают и каждые два прочтения е-книги в библиотеки, в среднем, завершаются одной покупкой легальной копии). Но наши правообладатели – самые умные (точнее, самые жадные) и они не согласовали никакой легальной технологии. Если государству надо обеспечить гражданам доступ к актуальным книгам (пусть определённого сегмента рынка), то при саботаже правообладателей было два выхода: отменить копирайт вообще или разрешить принудительную оцифровку в ограниченном секторе книжного рынка. На мой взгляд государство полиберальничало и отменять копирайт совсем не стало. Жалко, но это, на мой взгляд, уступка тем авторам, для которых гонорары от издания их опусов являются основным источником средств к существованию.
    Что до существования издательств… Вы что всерьёз считаете, что издательство, которое тиражом 1 тысячу экз. издало книжку про iPhone (Word или ещё какое-то устройство или программу) может на этом заработать? И что с издания подобного опуса что-то может заработать автор (у которого основными средствами к существованию является профессиональная деятельность, а не написание книг)? Автору книга нужна отнюдь не ради гонорара, да и в издании книги кто-то заинтересован. Если в издании такой книги заинтересовано государство, то должен быть гос. заказ (будет он называться грант или не будет – вопрос семнадцатый). Если государство в издании книги не заинтересовано, то издатель должен искать другое заинтересованное лицо…
    Да, и ещё одна «мелочь»… Те ограничения, которыми обставлено использование е-книги в библиотеке (только в помещении библиотеки в режиме ЧЗ без возможности сделать цифровую копию), никак не уменьшат на её тиражи. Человек, которому чтение в библиотеке показало, что книга нужна, книгу захочет получить в полное пользование. И от издателя зависит ЧТО выберет человек. Если человеку нужна печатная копия, то он купит печатную копию. А вот если человеку нужна цифровая копия, то тут два варианта: если издатель сделает доступной легальную е-книгу, то купит е-книгу (это художественную книгу можно читать в пиратской версии с некачественным макетом, а научную и научно-техническую книгу с формулами, графиками, иллюстрациями, комментариями и т.п. только идиот рискнёт качать в пиратской копии неизвестного качества, если можно купить качественную). А вот если легальная цифровая копия недоступна, то издатель может обораться (от слова «орать») и написать хоть сотню открытых писем, но при отсутствии легальной копии человек вынужден довольствоваться нелегальной… Тут полный аналог с «Сухим законом» в США. (был спрос на выпивку и отсутствие легального предложения создало и обогатило мафию)


  6. Александр:
    1 декабря 2012, 12:05

    Насколько я знаю, нашим правообладателям собственно никто ничего не предлагал «согласовывать», их в данном случае просто поставили перед фактом, т.е. перед проектом, который был подготовлен без какого либо с ними согласования.
    Что до тиражей, то на мой взгляд предельно простым решением было бы разрешение библиотекам самостоятельно цифровать и использовать без права «выноса» за пределы помещения библиотеки любые книги и периодику при условии их легального приобретения в бумажном виде и при этом запрет на библиотечный обмен оцифрованным самостоятельно библиотеками контентом.
    По поводу е-книг. На данный момент практически не вижу препятствий, стоящих перед библиотеками при покупке легального цифрового контента, при этом так же не наблюдаю хотя бы видимой активности большинства библиотек в этом направлении. Может быть дело не только и не столько в правообладателях?


  7. Александр:
    1 декабря 2012, 12:25

    Ну и по поводу существования издательств.
    Видите ли, большинство научных издательств все же издает литературу научной тематики, а не пособия по пользованию разного рода модными гаджетами. И далеко не секрет, что издание серьезного научного труда обходится не слишком дешево, тем более, что это, как правило, делается небольшим тиражом, как, впрочем и то, что для многих отечественных ученых гонорары из их произведения являются серьезным материальным дополнением к не такой уж большой заработной плате научного работника. В связи с этим реальные доходы от издания научной литературы мягко говоря не слишком велики.
    Поэтому ваши рассуждения на эту тему, уж простите меня, ничего другого, кроме грустной улыбки не вызывают, особенно в той части, когда речь идет о заинтересованности в этом государства…
    Стремление же действовать методами ставшими в последнее время столь привычными и явно свидительствующими о, мягко говоря, не слишком высокой компетентности их инициаторов в профессиональных вопросах, в результате просто приведет к разрушению не только существующей в настоящий момент системы научных издательств и научной периодики, но и несомненно в итоге скажется на уровне отечественной науки, которая и так давно уже переживает не лучшие времена. В результате получится уже, к сожалению, столь привычное «хотели как лучше, а получилось как всегда»… Или на такие мелочи обращать внимание теперь уже не нужно, ведь чего думать то, когда трясти надо? :(


  8. Александр:
    1 декабря 2012, 12:42

    Что же до возможной полной отмены «копирайта», то было бы очень интересно узнать, как это будут согласовывать с теми международными соглашениями по защите авторских прав, которые подписала Российская Федерация и в какую «вумную» голову пришла столь блестящая идея! Хотя, наверное, могу догадаться, видимо ту, что лоббирует интересы отнюдь не отечественных производителей, потому как в этом случае большинство значимых научных произведений будут просто издаваться за рубежом и потом закупаться нашими библиотеками уже за совсем другие и вполне серьезные деньги! Вот кто-то на этом заработает, не правда ли?


  9. ekniga:
    1 декабря 2012, 18:03

    2Alexandr
    С учётом Ваших предыдущих подвигов я не считаю нужным вступать в полемику.
    Ограничился возможностью дать Вам высказать своё мнение.
    Раз уж Вы посчитали нужным выступить, значит я попал в «болевую точку». Спасибо за радостное известие
    Справки ради:
    КУПИТЬ цифровой контент библиотека может свободно. Но ГК-IV разрешает его использовать только после заключения письменного договора со всеми правообладателями… Поэтому библиотеки покупают удалённый доступ к интегратору (как правило это издатель, который с группой авторов заключил при издании их книг соответствующие договора заключил). Тот же ГК разрешает доступ только в помещении библиотеки без возможности создание цифровой копии. А пользователь библиотеки хочет абонемент… И, не получив его, уходит к пиратам…
    Оцифровка, о которой столько говорят, проблему «только в помещении библиотеки» не решает, но, при наличии МБА, позволяет провинциальным публичным библиотекам обслуживать спорадический спрос хотя бы в режиме ЧЗ… Всё лучше, чем ничего, но по мере проникновения Интернет в провинцию и там режим ЧЗ станет недостаточен и оттуда пользователи уйдут к пиратам.
    Чтобы не ушли надо организовывать абонемент. И технологии есть и опыт, но низззззззя…
    Есть, конечно, «шибко добрые» правообладатели, вроде Юрайт… Они говорят – заплатите по 10 000 рублей за каждую книгу в каждую библиотеку и используйте как хотите. В муниципальной сети района десятки библиотек, т.е. речь идёт о стоимости комплектования в сотни тысяч рублей за книгу… Для публичных библиотек, которым нужно в год тысячи наименований научной, технической и образовательной литературы речь уже идет о миллиардах рублей ради обеспечения спорадического спроса (несколько тысяч книговыдач за год). Ни один бюджет ТАКОГО не выдержит… После этого «шибко добрые» и говорят «мы продаём, но библиотеки не покупают»…


  10. Александр:
    1 декабря 2012, 19:23

    –забанено и сохранено для истории –
    Я просто очень терпеливый и долго терпел ваши откровения по поводу правообладателей, которых вы, судя по всему, уже совсем скоро начнете звать «врагами народа». ;-)

    Да какая уж тут полемика, если вы никак не поймете одну простую истину, что проблема не в правообладателях, а в нежелании как верхов, так и низов решать данную проблему, потому как существующая ситуация при всей ее абсурдности выгодна очень многим, и тем, кто занимается поставкой, причем не всегда легальной, контента в библиотеки, и тем, кто в библиотеках это все за бюджетные деньги покупает. Потому как давно известно, что самая крупная рыбка ловится по большей части в мутной водичке.

    Что же до вашего отношения к моим постам, то можете это оставить на при себе, мне оное не интересно. ;-)


  11. Александр:
    1 декабря 2012, 19:30

    –забанено и сохранено для истории –
    «Юрайт» у нас в стране один? Других издательств издающих юридическую и экономическую литературу и готовых продавать свой контент на других условиях разве нет? Так почему бы библиотекам не обратиться к ним? Правильный ответ на вопрос «почему» ищите в предыдущем посте! :-)


  12. ekniga:
    1 декабря 2012, 19:48

    2Александр
    Я же предупредил.
    Ваши комменты (два последних я не пропустил) я расцениваю как троллинг.
    Вы права комментировать ЭТОТ пост лишеетесь.
    Можете попробовать ещё раз в каком-то другом посте. Но, в случае неудачи, бан станет постоянным и бессрочным


  13. Александр:
    1 декабря 2012, 23:18

    –забанено и сохранено для истории –
    Мне, честно говоря, абсолютно без разницы как вы реагируете, потому как я пишу для тех, кто в теме и действительно думает над решением проблемы. Боюсь, что вы к этой категории вряд ли относитесь…
    А потому, просто прощаюсь! Продолжайте самовыражаться здесь исключительно для самого себя любимого! ;-)

    Р.S. А вы все же подумайте над сказанным! ;-) Может быть хоть что-нибудь все-таки да поймете…


  14. Планет&#107...:
    21 ноября 2013, 17:49

    [...]   [...]


Оставить свой комментарий

еkniga rss

Ежедневник

Ноябрь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив

Рубрикатор

free counters
 
 

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов