«Комиксы как…» Спецпроект в Туле

Фев 7, 2011 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, Специалистам

Российская государственная библиотека для молодёжи уже выработала своё отношение к комиксам. А каково отношение к ним в региональных библиотеках? Да и есть ли читатели комиксов в других городах страны? С какими представлениями (или стереотипами) они живут, чем в комиксах интересуются, что о них думают?

Отчасти желая прояснить эту ситуацию, мы и решили организовать первый региональный комикс-проект РГБМ – и, по стечению особых обстоятельств, началось наше путешествие по России со славного города Тулы.

Проект

Проект под названием «Комиксы как…» мы организовали совместно с Муниципальным историко-архитектурным и ландшафтным музеем «Тульский некрополь» и МУК «Тульская библиотечная система».

В план проекта вошло несколько разнопрофильных мероприятий. Во-первых, экспозиция «Эстетика комикса в современном искусстве» (которая размещена в выставочных залах музея «Тульский некрополь» и продлится с 28 января по 27 февраля). Во-вторых, семинар для библиотекарей «Комиксы и манга в контексте чтения современной молодежи» (семинар состоялся 28 января в помещении Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого). Наконец, ряд образовательных лекций и мастер-классов, которые ещё будут проходить в разные дни в «Тульском некрополе».

Основной целью проекта было представить комикс как язык творчества, а также обратить внимание общественности на проблемы комикса в контексте культуры чтения современной российской молодежи. Сегодня, когда комикс, как элемент масскульта всё больше завладевает нашим культурным пространством, всё актуальнее становится вопрос, как относиться к этому феномену – и как с ним работать?

Выставка

На выставке «Эстетика комикса в современном искусстве» были представлены работы нескольких авторов и творческих коллективов, среди которых такие значимые фигуры как Леонид Тишков, Андрей Бильжо, Георгий Литичевский, группа «ПГ», Вика Ломаско и Антон Николаев. Все эти авторы используют язык комикса для решения различных эстетических задач: для кого-то это способ создания альтернативной художественной реальности, насыщенной массой подтекстов и культурологических отсылок, для кого-то – способ наиболее ярко и доходчиво выразить идеи социального или политического характера. Для третьих же, комикс – попытка создания многослойной системы визуальных образов, заставляющих зрителя стать исследователем, раскрывающим подчас детективную нить визуального повествования. В любом случае, это попытка привлечь зрителя к совместной работе, к анализу действительности. И, что самое важное, комикс создаёт эффект субъективности, ощущение присутствия автора, рассказчика – что особенно привлекательно теперь, в эпоху, приходящую на смену обезличенному постмодернизму.

Для полноты восприятия на выставке также представлены три стенда с комиксами в их классическом книжном формате. На первом стенде – оригинальные образцы европейского комикса, на втором – азиатские (манга) и скандинавские комиксы, а на третьем – классические произведения американских авторов: знаменитая работа Арта Шпигельмана «Маус», удостоенная в 1992 году Пулитцеровской премии, и «Бетмэн» эпохи Френка Миллера.

Семинар

Если выставка ориентирована на самую широкую аудиторию, то семинар в стенах Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого имел уже другого целевого адресата. О проблемах использования комикса и манги в контексте чтения современной молодежи мы разговаривали с представителями тульских библиотек.

В программу семинара входили:

  • просмотр короткометражного документального фильма «Комикс» (режиссер Н.Паршин);
  • презентация Российской государственной библиотеки для молодёжи и Центра комиксов и визуальной культуры как части нашей библиотеки, а также ознакомление с недавно запущенным официальным сайтом Центра комиксов и визуальной культуры;
  • презентация ежегодника «Изотекст: Статьи и комиксы».

Задачами семинара стало рассказать о специфике комикса как вида книжной продукции и продемонстрировать возможности работы с комиксом в контексте приобщения молодёжи к чтению.

Всё мероприятие длилось около двух часов. После выступления докладчика последовали вопросы и комментарии. Библиотекарей интересовали рекомендации по комплектованию; особенности книжной продукции (комиксов и манги), вообще издаваемых в современной России; существующие формы использования комикса в работе с молодёжью; этические, психологические и культурные аспекты восприятия рисованных историй.

Будущие мероприятия

После завершения перечисленных мероприятий тульский проект отнюдь не закончился. В феврале в рамках  продолжающейся выставки состоится лекция известной московской художницы Людмилы Горловой. Она проведёт специальную экскурсию по выставке, подробнее расскажет об авторах и об эстетике комикса в современном искусстве.

На 26 февраля (последний день работы выставки) планируется ещё более насыщенная программа: Виктория Ломаско, участница экспозиции, расскажет о современном российском репортажном и судебном комиксе, об истории и перспективах этого жанра. Затем руководитель Комикс-клуба Центра комиксов, Алим Велитов, проведёт для всех желающих мастер-класс, посвящённый основам комиксостроения.

Надеемся, благодаря этим мероприятиям нам удастся достигнуть главной цели: дать более широкое представление о комиксе как об особом языке творчества, как об особом виде книжной продукции, да и вообще – как о ещё одном увлекательном способе организовать свой досуг.

А.Кунин

Теги:

Один комментарий to “«Комиксы как…» Спецпроект в Туле”

  1. [...] две статьи, посвящённые тульскому проекту –  «Комиксы как»: Спецпроект в Туле и Что же такое происходило в [...]

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree