Что же такое происходило в Туле?

Мар 3, 2011 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, Специалистам

Итак, первый региональный проект нашего Центра комиксов завершился. 26 февраля мы устроили финальную встречу с туляками. В залы музея «Тульский некрополь», где была расположена выставка «Эстетика комикса в современном искусстве» и проходили лекции, собралось много народу, некоторым даже не хватило стульев. tula4 Общение получилось оживлённым, времени, как водится, не хватило и сотрудникам музея пришлось задержаться с нами ещё на какое-то время, за что им огромное спасибо.

На встрече было много молодёжи. Судя по развернувшемуся общению, для большинства присутствовавших тема комикса уже достаточно знакома. Причём далеко не в рамках расхожих стереотипов. Мы увидели умных, образованных людей, готовых общаться, размышлять и дискутировать. Людей, понимающих свою ответственность за развитие нашей культуры. Откровенно говоря, для нас самих, устроителей проекта, это общение дало много нового.

tula1 Что же такого происходило в Туле 26 февраля?

Как и было объявлено, сначала выступила Виктория Ломаско с лекцией «Комикс как репортаж». Виктория – известная московская художница, в последние годы активно занимается судебным и репортажным комиксом. Её лекция состояла из пяти частей:

  1. общий обзор документального комикса, попытка структурировать его по жанрам (автобиографический, биографический, исследовательский, репортажный),
  2. рассказ о собственном опыте работы в репортажном жанре,
  3. о российском опыте судебного комикса,
  4. социальный, политический, репортажный комикс в блогах независимых художников,
  5. военные, блокадные, концлагерные, дембельские альбомы как истоки репортажного комикса.

tula_lomasko Почему нам было важно начать более детальное знакомство аудитории именно с этой темы? Безусловно, мир комикса многогранен, как и любой вид изобразительного искусства. Но, согласитесь, мы склонны воспринимать комикс скорее как весёлую или сатирическую сказку, как выдуманный фантастический мир – как произведение, в основе которого вымысел. Однако есть у комикса и другое свойство – эффект сопричастности, достоверности и ощущение присутствия автора, художника-рассказчика. Это качество комикса уже хорошо известно в мире и, на фоне глобального недоверия общества к репортажной фотографии и телевидению, активно используется ньюсмейкерами. Последние годы особенно популярны комиксы авторов, в которых на основе документальных и автобиографических материалов раскрываются спорные/тайные/закрытые эпизоды мировой истории и политики. К примеру, комиксы Маржан Сатрапи об иранских переворотах, работы Джо Сакко о человеческой катастрофе в Югославии и в Палестине и многое другое. Как правило, будучи непосредственными свидетелями описываемых событий, комиксмены и сами являются героями своих комиксов, отчего книги приобретают эффект большей достоверности. Нам было важно представить эту грань мира комикса.

tula3 С другой стороны, в мировом комиксе велик интерес к русской истории и культуре. Какие-то комиксмены используют для своих работ совсем не связанные с реальностью сведения и плодят стереотипы о России и жизни в нашей стране, другие – отваживаются, часто без знания языка, на поездки в российскую глубинку. Иногда, результатом таких поездок становятся настоящие шедевры комикса, но часто – весьма посредственные путевые заметки. Возникает вопрос: мы-то знаем, какая у нас великая и многообразная культура, но почему представители других культур замечают подчас только какие-то пустяшные или незначительные особенности? Ответ прост: мы не умеем рассказывать о себе, мы ленимся гордиться своей культурой, своей самобытностью!

Думаю, Виктория Ломаско, автор лекции о репортажном и документальном комиксе, согласится, что одной из задач её выступления была попытка донести до слушателей простую мысль: мы должны сами пропагандировать свою культуру, сами рассказывать свою историю. И комикс – идеальный язык для этого. Но если мы откажемся от такой возможности, то ею воспользуются другие. И ещё не известно, будет ли их рассказ о нас правдой, и понравится ли нам самим то, что они в нас увидят.

tula_alim Выступление Алима Велитова, комиксиста, руководителя нашего Клуба любителей комиксов, имело уже практический характер. На наглядных примерах он рассказал, как строится комикс, в чём его ключевые отличия от других видов творчества. Более того, всем пришедшим было предложено самим попробовать себя в качестве авторов рисованных историй. Для многих это было первым прикосновением к миру комикса.

Мастер-класс был весёлым и занимательным. Спорили, выражали свои мнения, шутили. Алим заранее подготовил листки с готовой раскадровкой, чтобы облегчить работу участникам мастер-класса. Но многим захотелось выйти за навязываемые рамки, что они успешно и делали!

Подытоживая, позволю себе ещё одно размышление.

Тульский проект состоялся во многом благодаря интересу Александра Аладина, директору музея «Тульский некрополь», Евгении Столбинской, его незаменимой помощницы. А также благодаря усилиям Надежды Токовой, директору Централизованной библиотечной системы Тулы, и методисту этой библиотеки Екатерины Носовой.

Надеемся, это первый, но не последний региональный проект Центра комиксов и визуальной культуры РГБМ. Мы надеемся, что такие встречи будут проходить в других городах.

А.Кунин

Все остальные фотки смотрите в группе Центра vkontakte.ru

Теги: ,

Один комментарий to “Что же такое происходило в Туле?”

  1. [...] На сайте Центра комиксов и визуальной культуры  опубликованы две статьи, посвящённые тульскому проекту –  «Комиксы как»: Спецпроект в Туле и Что же такое происходило в Туле? [...]

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree