Манга-клуб «HIBARI»: итоги первого сезона

Июн 20, 2011 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, События

Манга-клуб – понятие для России непривычное и озадачивающее. Куда привычнее выглядит словосочетание «клуб любителей аниме и манги», уже давно сократившееся до «аниме-клуб», а то и «анимешник». С любителями аниме всё понятно – собрались (быть может, даже наряженные в костюмы любимых героев), посмотрели свой культовый фильм или очередную серию анимированной истории, погалдели, обсуждая роковые сплетения судеб, внешность и голоса персонажей, разошлись до следующей серии или фильма. А вот на встречах конкретно манга-клуба – что делать? Прийти каждому со своей книжкой и молча читать? (идея интересная, но отнюдь не оригинальная – ещё мистер Холмс рекомендовал мистеру Уотсону побывать в клубе «Диоген», который «объединяет в себе самых необщительных, самых антиклубных людей города»). Прийти со своим альбомом и вызывающе рисовать мангу?.. Кстати, а вот как её рисовать-то?.. Вот с этого момента и начала раскручиваться концепция будущего манга-клуба «HIBARI», клуба, который рассматривает мангу не как основу сценария для аниме, а как объект, ценный сам по себе – произведение книгопечатного искусства.

Мы вполне отдавали себе отчёт в том, что в России уже подросло поколение художников, которые умеют рисовать мангу (с разной степенью мастерства) и пришли к этому умению именно благодаря тому, что заинтересовались аниме. Как правило, представители «первой волны» мангак (условно, годы 80-е -начало 90-х) – люди, либо уже умевшие рисовать и воспринявшие новый стиль как интересный эксперимент, либо учившиеся рисовать именно на волне фанатского обожания какого-нибудь аниме. Для этих людей обучение было процессом трудным и азартным, так как в те времена не существовало никаких пособий по рисованию манги и самые сведения о японской культуре и манге приходилось добывать буквально по крупицам.


Работы одного из первых российских мангак, Богдана: наглядная эволюция стиля (фрагмент комикса «Ника», публиковавшегося в «Классном журнале», 1999 г.)


Богдан, фрагмент комикса «Ника» с сайта «Комиксолёт», 2002


Богдан, фрагмент комикса «Ника», изданного в жёстком переплёте («Ника: Дракон Желание»), 2008

К услугам «второй волны» (90-е гг) были уже кассеты и диски с «пиратскими» аниме – самопальный перевод, чаще всего в виде субтитров, позволял при желании, помимо наблюдения за развитием сюжета, усваивать какие-то основы японского языка. «Третья волна» (2000-е) получила возможность искать аниме и первые сведения о печатной манге в интернете, а «четвёртая» (2010-е) может, помимо чтения манги в интернете (даже уже переведённой на русский язык!.. первым-то неофитам приходилось совершенствовать английский); нынешние любители манги могут покупать её в магазинах, искать там же пособия по её созданию, посещать мастер-классы уже «продвинутых» старших единомышленников из предыдущих «волн», находить уроки по рисованию на Youtube и использовать специальные графические программы, порой рисуя без использования традиционной туши и бумаги, прямо в компьютере, а также, при особо целеустремлённом характере, даже съездить в Японию – для практики в языке и на экскурсию в музей манги в Киото.

Конечно, это деление на «волны» достаточно произвольно и условно. С тем же успехом можно сказать, что речь идёт не о художниках-мангаках, а обо всех подростках в возрасте от 12-14 до 18 лет, которые, заинтересовавшись какой-либо деятельностью (в данном случае, рисованием манги) в разные годы имели разный «стартовый капитал», с которым подходили к избранному делу.

Цель нашего манга-клуба – постепенно собрать тех мангак, которые уже стали профи в своём деле, художников, только начинающих приглядываться к манга-стилю, подростков, которые, может быть, и не станут мангу рисовать, но процессом её создания интересуются – и создать для них атмосферу творческого диалога и обмена опытом.

Уникальная возможность базироваться в стенах РГБМ, московской молодёжной библиотеки, позволила нам разом обзавестись удобными помещениями для проведения встреч, хорошей вспомогательной аппаратурой для демонстрации процесса рисования и использования графических программ, а самое главное – открыла доступ к коллекции комиксов и манги (к собиранию которой мы имеем самое прямое отношение).

Использовать возможности клуба на полную мощность планируется с сентября 2011 г.; в марте этого же года состоялось его открытие (рассказ о том, как оно прошло – здесь). В период с марта по июнь проходили ежемесячные теоретические и практические встречи (подробнее о них можно прочитать в блоге Центра комиксов и в блоге РГБМ); формировалась система оповещения читателей, проводились эксперименты по подготовке содержательной части программы. Мы присматривались к приходившим подросткам и молодым людям, а они – к нам. По итогам встреч стало понятно, что лекции о художественной культуре Японии и практические занятия по рисованию манги привлекают внимание не только юного поколения, но и энергичных леди самого разного возраста, приходящих в библиотеку и с удовольствием посещающих лекции и мастер-классы (как с детьми, так и в одиночку) – как сказала одна из них, «чтобы мозг не застаивался.. узнавать новое – полезно!».

Фотоархивы практических занятий


Лидия Бабинцева, руководитель мастер-классов по рисованию манги


Первое практическое занятие: освоение графических программ, процесс рисования эскиза для будущего персонажа – мальчика-кота; готовый кото-мальчик.


Второе занятие: как сканировать простой линейный рисунок, как «вычистить» его погрешности с помощью Photoshop, как обработать сложную цветную картинку.


Третье занятие: посетители мастер-класса рассматривают работы предыдущих «выпускников» курсов Лиды по манга-рисованию…


… и учатся исправлению огрехов в цветном изображении.


Четвёртое занятие: создание персонажей, основы анатомии и динамические позы; рисование без использования графических программ.


Пятое занятие: создание персонажей, разработка character-list, раскадровка четырехкадрового комикса-ёнкомы.


Шестое занятие: обводка готового комикса, материалы и инструменты, необходимые для работы.

О.Шамарина

Теги:

Один комментарий to “Манга-клуб «HIBARI»: итоги первого сезона”

  1. [...] А вот на встречах конкретно манга-клуба – что делать? Прийти каждому со своей книжкой и молча читать? (идея интересная, но отнюдь не оригинальная – ещё мистер Холмс рекомендовал мистеру Уотсону побывать в клубе «Диоген», который «объединяет в себе самых необщительных, самых антиклубных людей города»). Прийти со своим альбомом и вызывающе рисовать мангу?.. Кстати, а вот как её рисовать-то?.. Вот с этого момента и начала раскручиваться концепция будущего манга-клуба «HIBARI», клуба, который рассматривает мангу не как основу сценария для аниме, а как объект, ценный сам по себе – произведение книгопечатного искусства. Читать текст полностью – в блоге Изотекст >>> [...]

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree