Комикс-клуб 11 ноября: Игорь Баранько, Суэхиро Маруо, Бумфест-2011!

Дек 7, 2011 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, События

Состоявшаяся 11 ноября встреча Комикс-клуба была весьма любопытной: помимо заранее запланированного видеочата с комиксменом Игорем Баранько и рассказа об осенней поездке на фестиваль Бумфест, гостем встречи (несколько неожиданно для самого себя) стал Манга-клуб «HIBARI». Презабавные получились посиделки: гремучая смесь украинского юмора, изысканной японской жестокости и авангардного питерского поиска смыслов и правды.


Михаил Хачатуров открывает встречу Комикс-клуба.

Из-за некоторых накладок (и с учётом часовых поясов) порядок мероприятий был слегка изменён, и первой состоялась видеоконференция через Skype. На том конце провода, в вечернем Киеве готов был побеседовать с комикс-клубовцами Игорь Баранько, художник, известный во Франции как автор комиксов «La Danse du Temps», «Exterminateur»,  «Les Princesses Egyptiennes» и «Максим Оса».


Алим Велитов рассказывает об этапах творческого развития Баранько
и демонстрирует первый том комикса «Танец времени» («La Danse du Temps»),
изданного на французском языке.


Перед началом видеоконференции Алим и Михаил представили вниманию зрителей
презентацию, рассказывающую о том, как украинский художник
стал известен во Франции.

Вообще поводом для нынешней встречи с Баранько стала презентация его нового комикса «Epsilon», интересного тем, что на протяжении всей истории художник не использует ни единого слова – только экспрессивную чёрно-белую графику. Жанр сам Баранько иронично определяет как «эмо-готическая психоделическая квази-постмодернистская псевдо-манхва».


«Эпсилон» – квази-постмодернистская псевдо-манхва

Художник был бодро настроен, много шутил, за время общения нарисовал в рамках разминки для художников угрюмого монстра, сидящего на распутье (тема разминки была «Перекрёстки»), охотно отвечал на вопросы из зала.


Игорь Баранько и персонажи пока ещё не нарисованной истории.

Вторым выступающим стала Юлия Магера, постоянный участник встреч манга-клуба «HIBARI» и автор двух статей по истории манги в сборнике «Изотекст-2011». Юлия прочитала интересную лекцию о манге  «Необыкновенная история острова Панорама» (авторства Суэхиро Маруо) – эта графическая история была создана по мотивам романа японского писателя Эдогавы Рампо. Слушатели узнали много нового о шокирующем жанре эро-гуро, о связи манги Маруо и картин Иеронима Босха, разгадали с помощью лектора некоторые коды и символику, которыми обильно наполнена эта во всех отношениях выдающаяся книга. Обозреватели портала Mangavest.ru, присутствовавшие на лекции, написали впоследствии довольно подробный репортаж (на самом деле, информации в лекции было ещё больше, и слушателям она понравилась настолько, что решено было как-нибудь повторить её для тех, кто хотел, но не смог прийти 11 ноября).

Третьим номером программы стало выступление Александра Кунина, рассказавшего о поездке на комикс-фестиваль «Бумфест», проходивший осенью сего года в славном городе Питере. Александр поделился впечатлениями от увиденного и пережитого. По его словам, организация выставок и устройство гостей фестиваля были достойны всяческих похвал,  а вот некоторые теоретические мероприятия вызывали лёгкое недоумение, поскольку рассчитаны были явно на узкий круг людей, уже очень хорошо разбирающихся в теме комиксов, и считаться популяризирующими для массового посетителя вряд ли могли бы. Особое непонимание со стороны общественности вызвал факт вручения Гран-при фестиваля (в номинации «Старше 19 лет») молодому художнику из Токио, Harukichi (вот его блог на японском языке).  Произошло это благодаря парадоксальному решению жюри в составе: Жан-Филипп Мартин (Jean-Philippe Martin, Франция), Ксавье Лёвенталь (Xavier Löwenthal, Бельгия) и Жюли Дюсет (Julie Doucet, Канада).


Работа, получившая Гран-при «Бумфеста-2011″:
комикс «DJ Cat Gosshie – Debut in Russia» (Harukichi, Tokio)

Вообще, в номинируемых «Бумфестом» работах уже давно довольно чётко прослеживается особая симпатия к комиксу авангардному – немейнстримному, немассовому, чаще всего лишённому ласкающей глаз округлости, завершённости, проработанности – одним словом, авторскому. Особый интерес для организаторов представляют истории «с изюминкой» («с чудинкой», «с сумасшедшинкой» – это уж кому как больше нравится), особенно если эти истории касаются вопросов бытия и самоопределения. Впрочем, фантастические истории тоже в почёте.

Замечательно мудрым шагом стало решение организаторов чётко разделить присланные на конкурс работы во возрастным категориям. Это позволило судить работы в достаточной степени объективно, и каждый из участников знал, что работа его состязается с работами одногодков, а не более взрослых участников, набирающих очки за счёт более обширного опыта.

Особым бонусом (своего рода «скрытым треком») стало для присутствующих выступление Виктории Ломаско. Напомним, что Вика – художница, специализирующая на работах в жанре графического репортажа. Особенно широкое распространение этот жанр получил в судебных процессах, во время которых в залах суда нельзя проводить видео или фотосъёмку. А вот рисовать происходящее можно. Вика Ломаско присутствовала на судебных заседаниях по делу новосибирского художника-активиста Артёма Лоскутова, основателя первомайских Монстраций, на процессах Сергея Мохнаткина, журналиста Михаила Бекетова, предпринимателей Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, на суде незаконно уволенных преподавателей-художников Московского университета печати.

На «Бумфесте-2011» произошло особо радостное для Вики событие: наконец-то был осуществлён показ её цикла работ под названием «Запретное искусство». Выступив с рассказом об участии в «Бумфесте», Вика сказала много добрых слов признательности в адрес Дмитрия Яковлева, организатора фестиваля: он не только проявил гражданское мужество, взявшись устроить остросоциальную и неоднократно не допускавшуюся к широкой публике выставку её работ (подробнее читайте статью Вики «За что запрещают искусство» на сайте Svobodanews.ru), но и показал себя с лучшей стороны чисто в человеческом, бытовом смысле: собственными руками помогал развешивать работы в тяжёлых рамках по стенам галереи.

В ходе выступления Вика показала свеженькую, только что из типографии книгу, выпущенную в соавторстве с Антоном Николаевым – «Запретное искусство», сборник зарисовок судебного процесса над организаторами выставки «Запретное искусство – 2006″ Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым. Организаторов этой выставки обвинили в разжигании межрелигиозной розни и осудили, невзирая на протесты общественности. Вика Ломаско и Антон Николаев присутствовали в зале заседания на протяжении всего процесса и сделали множество зарисовок происходящего.

P.S. Кстати, презентация в РГБМ книги «Запретное искусство» и автограф-сессия от авторов состоится уже 8 декабря, в рамках очередного Комикс-клуба. Начало встречи Комикс-клуба в 18:00, вход свободный, спешите видеть!

Текст – О.Шамарина, фото – Н.Снегирёва, О.Шамарина

Теги:

3 Comments to “Комикс-клуб 11 ноября: Игорь Баранько, Суэхиро Маруо, Бумфест-2011!”

  1. а вот эта фраза Александра Кунина меня совсем смутила «…а вот некоторые теоретические мероприятия вызывали лёгкое недоумение, поскольку рассчитаны были явно на узкий круг людей, уже очень хорошо разбирающихся в теме комиксов, и считаться популяризирующими для массового посетителя вряд ли могли бы.»
    Саша, объясни мне пожалуйста, что ты имел ввиду?

  2. Дима, на встрече я говорил о том, что фестиваль «Бумфест» стал очень (и, быть может, слишком) профессиональным событием. Определённые мероприятия хотя и имели популяризаторское значение, но по большому счёту последний «Бумфест» был ориентирован на художественную и исследовательскую богему больше, чем на обывателей.
    Здесь нет особой критики. На самом деле, думаю, весьма важно создать в России и центр массового комикса, и некий центр исследовательский… понятно, что сейчас всё только формируется. И мы только пытаемся проанализировать происходящее.

  3. Саша, я думаю ты заметил, что все наиболее профессиональные мероприятия мы стараемся отсекать, если можно так сказать, и приглашать профессиональную публику.

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree