Центр комиксов за рубежом. Часть вторая

мая 22, 2012 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, Специалистам

Чедрик и Алимус. Международная библиотека Стокгольма. Монтаж выставки завершен! Фото Дм. Боганова.

Сериатека. Шведский фестиваль. Радость и печаль*

Следующая поездка состоялась спустя пару месяцев, в конце апреля. На сей раз – Стокгольм, Швеция.

*Первую часть статьи смотрите по ссылке.

Каждый год в конце апреля в самом центре города разворачивается большой фестиваль комиксов на базе дома культуры, в котором располагается самая большая в Швеции библиотека комиксов. Её директор, Кристиина Колехмайнен, начала формировать эту библиотеку более 15 лет назад. В ту пору она была рядовым библиотекарем. Но попав впервые на фестиваль комиксов в Ангулеме, о котором мы рассказывали выше, так сильно очаровалась увиденным, что работа с комиксом и с людьми, которые эти комиксы создают, стала для неё делом всей жизни.

На фестивале! Фото Дм. Боганова.

Сначала это был небольшой фонд комиксов, который был собран усилиями авторов-комиксистов, читателей и издателей комиксов в Швеции, и располагался этот фонд в той же библиотеке, где работала Кристиина. Спустя некоторое время единомышленники стали устраивать и выставки комиксов, и фестиваль.

Однако Кристиину всегда интересовали не те массовые «супергеройские» комиксы, которые транслирует по всему миру американская попкультура, и даже не те комиксы, которые идут из франкофонии, да и не манга, триумфально шествующая по миру последние годы.

Кристиина заботилась о популяризации авторского комикса, о развитии местного, шведского комикса. Она понимала, что работу по созданию шведского комикса, со своим особым узнаваемым колоритом, нельзя устроить в одиночку. Она провела большую работу: собрала вокруг себя исследователей культуры комикса, помогала им организовывать публикации исследований в серьёзных издательствах; организовала круг издателей, которые теперь регулярно представляют свои новинки в библиотеке и принимают живейшее участие в фестивале; устроила возможность молодым начинающим авторам и издателям комиксов пробраться в мир шведской комикс-индустрии, причём – весьма оригинальным образом.

Продавец-консультант-автор, и просто красавица! Фото Дм. Боганова.

SPX – фестиваль комиксов, который уже более 15 лет проходит на базе Сериатеки, шведской библиотеки комиксов, – состоит из двух площадок: на одной – торгуют редкими изданиями коллекционеры, представляют свои новинки современные издатели; а на другой – со своими самодельными, малотиражными журнальчиками и книжечками сидят и торгуют начинающие авторы! Для них это уникальная возможность не только подзаработать, но и способ напрямую пообщаться со своими читателями, узнать мнения о своих работах непосредственно, не через Интернет, а иногда – и возможность лично пообщаться с теми своими поклонниками, с которыми уже сложился контакт в социальных сетях и на сайтах.

Как рассказывала Кристиина, вся работа фестиваля и библиотеки организуется усилиями группы энтузиастов из двадцати человек, или около того. Всего в штате современной уже разросшейся библиотеки комиксов – четыре человека…

Кристиина Колехмайнен. Мы всегда будем помнить. Фото Дм. Боганова.

В апреле 2012 года Кристиины Колехмайнен не стало.

Для всех, кто знал её, эта новость стала страшным ударом. И наша делегация, отправляясь в Стокгольм по её приглашению, ехала с большой тяжестью в душе, едва находя силы скрывать то горе, которое нас охватило.

Выставка портретов и цветы для Кристиины. Фото Дм. Боганова.

Стало пронзительно понятно, что сколько бы мы ни придумывали схемы и методические рекомендации для работы библиотек, сколько семинаров и практикумов бы ни устраивали, в итоге всё зависит от масштаба  личности, от «пламени души», от конкретных людей, до того влюблённых в своё дело, что готовы жертвовать ради него минутами свободного времени и сна, выходными и праздниками. И когда они уходят от нас, мы остаёмся в тоскливой пустоте…

SPX’2012 был посвящён светлой памяти Кристины Колехмайнен.

Стокгольм. Фестивальные дни

Фестиваль комиксов в Стокгольме длился с 26 по 29 апреля. В этом году в фестивальных мероприятиях было задействовано несколько культурных площадок города: библиотеки, магазины комиксов, галереи.

На воркшопе в Молодёжной библиотеке PUNKTmedis. Фото Дм. Боганова.

Основная часть выставочных проектов была ориентирована на местную, шведскую читательскую аудиторию: выставки  шведских комиксистов, презентации шведских книг.

Наша программа на фестивале заключалась в персональной выставке российского комиксиста Алима Велитова, а также в проведении лекции по истории российского комикс-сообщества и мастер-класса. Но, признаюсь, мы оказались жертвами собственных стереотипов.

На фестивале. Фото Дм. Боганова.

Во-первых, когда нам предложили провести свои мероприятия в Международной библиотеке города, мы с радостью откликнулись на это предложение. Ведь в России статус чего-то «международного» вызывает особое уважение и, подчас, преклонение. В Швеции – немного другой взгляд. Выражаясь кратко, международная библиотека – это библиотека для эмигрантов. И главная её задача – в интеграции иностранцев в шведском обществе.

Во-вторых, для выступления перед иностранцами, мы перевели и выставку, и презентацию на английский язык. И только увидев, как шведы любят свой родной язык, эти странные буковки с точками наверху и кучи непроизносимых, но строго прописываемых букв, только тогда задумались: а почему, собственно, мы так стесняемся собственного языка и собственной речи? Зачем переводим свои тексты на английский, когда ограничиться можно и субтитрами, подстрочным переводом?

Московский международный фестиваль под землёй!

Настя Галашина, Хихус, Кира Нагаева открывают фестиваль. Фото В. Леднёвой.

Когда мы вернулись из Швеции, об отдыхе не могло быть и речи: синхронно с фестивалем в Сотокгольме у нас открылся и московский фестиваль «КомМиссия».

Этот фестиваль проходит в нашей столице уже 11 лет. И долгое время «КомМиссия» была главным событием в российском мире комиксов. Каждый год фестиваль подводит итоги конкурса, на котором определяются лучшие комиксисты страны.

Вход на "КомМиссию". Фото В.Леднёвой.

В последние несколько лет фестиваль регулярно проходит на площадках Центра современного искусства «Винзавод». И все эти годы «КомМиссия» – одно из наиболее ярких весенних событий в программе этого  арт-центра. В нынешнем году руководство «Винзавода» решило разместить комиксы под землёй. Для проведения фестиваля было выбрано большое подвальное помещение, в котором десятки лет назад хранили бочки с вином. Температура там соответствующая, да и антураж как в «Сталкере» у Тарковского, ибо ремонта эти помещения, вероятно, никогда и не знали.

Во время мастер-класса Андрея Аринушкина. Фото И.Давыдова.

Жалко было смотреть на ребят-волонтёров, которые монтировали картонные стены и перегородки, крепили работы. Организаторы надеялись, а администраторы арт-центра уверяли в этом, что картонная драпировка позволит сделать из винного погреба «конфетку», но специальная виннопогребная влажность уже скоро дала о себе знать.

Нынешняя «КомМиссия» держалась на двух крупных выставках: одна представляла лучшие работы участников конкурсной программы по номинациям «Манга», «Графический роман», «Веб-стрип» и проч.; вторая – посвящена результатам комикс-проекта «Респект», подробнее о котором рассказывалось в одной из наших публикаций.

РГБМ в этом году выступала на фестивале с выставкой работ белорусского комиксиста Андрея Аринушкина, который сейчас живёт и работает во Франции. Об Аринушкине мы также рассказывали в одной из публикаций.

На выездной фестивальной встрече комикс-клуба. Фото предоставил А.Велитов.

Остальная экспозиционная часть фестиваля была традиционной, она посвящена ярким примерам иностранного комикса.

Подводя  итог, надо отметить, что нам было очень полезно и поучительно сравнить эти три фестиваля, эти три мира, – французский, шведский и русский. И свои выводы мы тоже сделали, и нашли, чему поучиться. И надеемся, что ещё будет возможность поделиться этим опытом и с нашими российскими коллегами.

А.Кунин

Теги: ,

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree