Деятельность Комикс-клуба за сезон 2011-2012 (часть 2, январь-май 2012)

Июн 9, 2012 | Автор: Алим Велитов | Темы: События

Сезон встреч Комикс-клуба 2011-2012 закрыт. Предлагаем вашему вниманию вторую часть эксклюзивного подробнейшего отчёта обо всём, что происходило на этих встречах! Рассказ ведёт Алим Велитов, руководитель Московского Комикс-клуба.

Читать часть 1, сентябрь-декабрь 2011 >>>

* * *

19 января 2012 г. На первом собрании Комикс-клуба в новом, 2012 году, программа мероприятий выглядела так:

— Роберт Крамб и его «Книга Бытия». Презентация переведённой на русский язык книги и выставки «Genesis» – фрагментов книги.
— Лекция Ю.Магеры «Манга-камисибай: уличный бумажный театр, предшественник японских комиксов».

Конечно же, главной темой встречи стала презентация в РГБМ Роберта Крамба – американского классика хулиганского андеграундного комикса. В тот вечер нашими гостями стали представители издательства «Карьера-пресс» – генеральный директор издательства Юрий Шибков и главный редактор Татьяна Носова. Татьяна рассказала о бурном творческом пути Роберта Крамба, были показаны отрывки из байопика (биографического фильма) о художнике и фрагменты фильма «Американское великолепие» (в котором Крамб действует в качестве одного из персонажей). Затем Юрий и Татьяна с гордостью представили зрителям книгу «Бытие» Роберта Крамба – удивительное издание, буквальный перевод первой книги Священного Писания на язык комиксов. «По иронии судьбы я не верю, что Библия есть «Слово Божье». Я верю, что всё это слова людей. Однако это сильный, многослойный текст, который достаёт до глубины нашего коллективного сознательного (или исторического сознания). Если хотите, Библия – действительно вдохновлённая книга», – говорит художник.


Фрагменты выставки «GENESIS»

По не меньшей иронии судьбы, Крамб – человек-скандал, неоднократно подвергавший осмеянию все общепринятые ценности, на сей раз крайне уважительно, реалистично и без искажений честно воспроизвел весь текст.
Издетели рассказали о дальнейших планах работы с комиксами, в частности – о намерении издать графический роман «Logikomics» греческих авторов Апостолоса Доксиадиса (Apostolos Doxiadis) и Кристоса Пападимитру (Christos Papadimitriou).

* * *

9 февраля 2012 г. Февральская программа Комикс-клуба предлагала следующие мероприятия:

— «Ангулем-2012: По свежим следам». Рассказ руководителя Центра комиксов РГБМ Александра Кунина и исследователя бельгийских комиксов Михаила Хачатурова о поездке во Францию, на главное событие в европейском комиксе Международный фестиваль комиксов в Ангулеме.
— «Герой нашего времени: кто он? Мозговой штурм». Встреча с Дмитрием Мережко, редактором журнала «Руманга».


Александр Кунин рассказывает о поездке в Ангулем

В теоретической части своего выступления Дмитрий Мережко рассказал о своём редакторском представлении – как должна выглядеть хорошая история для комикса. Вкратце, вот его тезисы:

1. Неожиданный, цепляющий конфликт истории.
2. Автору необходимо знать к чему он приведёт своих героев в финале.
3. Нетривиальность персонажа.
4. Качества героев преувеличены, доведены до максимума, что превращает их в типажи.
5. Герой наделён неожиданными чертами из другой сферы (например, главный герой-спецназовец может увлекаться на досуге… балетом)

В импровизированном мозговом штурме, проведённом силами участников встречи, Дмитрий провёл любопытный эксперимент с целью выявить героя сегодняшнего дня. Кто он, человек, отражающий наше время? Очень быть может, что им стал бы гастарбайтер или омоновец, активист оппозиции или креативщик из пиар-агенства.


Дмитрий Мережко объясняет правила предстоящего штурма

Затем все участники были разделены на творческие команды и должны были придумать своего героя. В результате бурного веселого обсуждения родились три героя со своими историями, которые сразу же были представлены публике:

  • Девочка-курьер, которая разъезжает по городу на роликах и развозит заказы самым необычным жителям мегаполиса.
  • Голубь, летающий по городу и подсматривающий за жизнью его обитателей и отображающий все это в своем блоге.
  • Мальчик Эдик – избалованный сын олигарха. Он попадает в авиактастрофу, оказывается на необитаемом острове, где выживают только он и стюардесса. Стюардесса всё делает за двоих – добывает пищу, разводит огонь, обустраивает жилище, защищает от диких зверей. Эдик же только выражает свое недовольство и высказывает критические замечания. Но когда стюардессу похищают, ему приходится самому отправиться на её поиски.

* * *

9 марта 2012 г. Программа мартовской встречи клуба выдалась крайне насыщенной. Судите сами:
— Презентация сборника комиксов наших студийцев «Хармс по кругу (Старушки и шар)»,
— Презентация нового фанзина «Чердак»,
— Встреча с популярной французской художницей комиксов Анни Гетцингер (Annie Goetzinger).

Состоялась презентация книжки «Хармс по кругу», созданной в рамках практического мастер-класса «Создание комикса» специально к проходившей в РГБМ Хармсиаде. Хармс – писатель, привлекающий комиксистов своим парадоксальным мышлением, яркими сюжетами, и непредсказуемой логикой. Он создал свой собственный, ни накого не похожий мир, в котором одновеменнно ощущается историческая эпоха и присутствие некоей другой, странной реальности. Неудивительно, что молодые художники с  удовольствием взялись перевести несколько рассказов Хармса на язык комиксов. Книжку начинает и замыкает образ старушек, вываливающихся из окон. Проходит время, а они все падают и падают по кругу, влекомые своим неуёмным любопытсвом, создавая странный вечновоспроизводящийся цикл.

Художник и сценарист Вячеслав Бухряков представил самостоятельно изданный сборник альтернативных комиксов «ЧердакК». Под обложкой с синей девушкой в птичьей маске среди дикого леса Вячеслав собрал экспериментальные комиксы молодых авторов.

* * *

18 апреля 2012 г. В начале апреля в рамках проекта «Респект»  представители фестиваля «КомМиссия» Хихус и Анна Воронкова совместно с Алимом Велитовым совершили поездку в Хельсинки, где провели ряд встреч с финской аудиторией. рассказывая о социальных комиксах и необходимости искать новые способы взаимодействия между разными культурами. Как раз в это время в музее современного искусства Kiasma проходила выставка «Новые формы комикса». Художники вовсю эксперементировали, создавали трехмерные комиксы из подвешенных кубов, движущихся инсталляций, и аннимированных изображений прямо на стенах. Поговорили об интересных финских художниках – Томми Мустури (Tommy Musturi) и Кари Сивонен (Kari A.Sihvonen).

Михаил Хачатуров подготовил подробный рассказ о призерах Ангулемского фестиваля – о взявшем Гран-при Жан-Клоде Дени, о Ги Делисле (Gyu Delisle, альбом «Chroniques de Jerusalem» – Лучший альбом-2012), о Джиме Вудринге (Jim Woodring, спецприз жюри за альбом «Frank et le Congres des Betes»), о Сириле Педроса (Cyril Pedrosa, альбом «Portugal» – спецприз FNAC), о лучшей серии  - «Cite 14 – Saison 2″ (LES HUMANOIDES ASSOCIES).

Помимо прочего состоялось обсуждение трилогии Игоря Баранько «Танец времени».

* * *

9 мая 2012 г. Майская встреча состоялась в непривычной для нас обстановке – на Винзаводе, в рамках фестиваля «КомМиссия». В сумрачном подвале – помещении бывшего винного хранилища, напоминавшего бомбоубежище – мы презентовали наш сборник комиксов «Час пробил». Авторы сборника расселись за столами и были готовы сыграть со зрителями в испробованную игру: зрители задавали темы и кидали бумажки с ними в специальную шляпу, а художники превращали их в картинки. В результате получилась небольшая выставка свеженарисованных работ.


Комикс-клуб на Винзаводе (фото Макса Должанского – ещё фото см. на Facebook)

Расскажу немного о сборнике – по сути, он стал итогом деятельности клуба за весь этот сезон. Сборник состоит из пяти историй.

  • Камилла Шарыпова. «Возвращение» (по рассказу Роберта Янга «Летающая сковородка») . Марианна возвращается домой в деревню после неудачной попытки покорить город и воплотить свою мечту – стать всемирно известной танцовщицей. Камилла исследует состояние человека, пережившего крах своих надежд и ищущего способ примириться с реальностью.
  • Люка Неустроева. «Конвейер жизни». В этой графической истории показано общество, в котором пропагандируется ненависть к роботам; люди вынуждены жить в страхе перед тем, что роботы займут их места. Люка показывает, как в героине рассказа, несмотря на давление общества, пробуждается сочувствие – та понимает, что несмотря на то, что робот – это машина, он может быть живым существом.
  • Настя Мололкина и Ира Баранова. «Глоток темноты» (по одноименному рассказу Роберта Янга). Возможно, самый непростой рассказ для комикс-адаптации. В нём повествуется о неприкаянной душе, ищущей спасения. Алкоголик Крис умирает от перепоя, но судьба (в образе таинственного Странника) даёт ему шанс всё исправить, вернуться в прошлое и переиграть ключесвой момент своей жизни… Сложность в том, что, вернувшись в прошлое, он теряет память о совершённой сделке, и вынужден проживать этот момент заново, раз за разом совершая неверный и губительный выбор. Это рассказразмышление о том, возможно ли изменить свой выбор, если он уже однажды был сделан.
  • Вячеслав Бухряков. «Отель Танатос» (по одноименному рассказу Андре Моруа). История о биржевом маклере, в одночасье потерявшем все свои сбережения. В тот момент, когда он уже подумывает о самоубийстве, ему поступает неожиданное приглашение от администрации отеля «Танатос». Ему предлагают поселиться в отеле, где смерть настигнет его самым комфортным и деликатным способом. Однако, поселившись в отеле, маклер начинает осознавать. что жизнь не так уж плоха…
  • Юля Мельник «На реке» (по одноименному рассказу Роберта Янга). Герой этой истории художник Клиффорд плывет на плоту по реке смерти и внезапно встречает девушку. Выясняется, что это такая же заблудшая душа, решившаяся на самоубийство. Герои сближаются, рассказывают друг другу свои истории и смертьуже не кажется им правильным решением…Как видите, все истории объединяются темой любви и смерти, полны драматизма и серьёзных жизненных испытаний.


Обложка сборника комиксов «Час пробил»

* * *

30 мая 2012 г. В Зале комиксов РГБМ состоялась встреча, завершающая сезон комикс-клубных мероприятий в библиотеке. В программу вечера вошли:

— Рассказ о поездке сотрудников Центра комиксов РГБМ весной 2012 года в Стокгольм, на фестиваль комиксов, проходящий в шведской библиотеке комиксов Serieteket;
— Знакомство с новым фильмом Паскаля Рабатэ – «Отдых на грани нервного срыва»;
— Рассказ Михаила Хачатурова о новинках в мире бельгийских комиксов;
— Подведение итогов за год и закрытие сезона.

Главным итогом прошедшего сезона, мне кажется, стало ощущение, что нам интересно быть вместе. Интересно исследовать новые темы, делать что-то сообща, создавать команду, пробовать что-то новое, всматриваться в окружающую реальность и искать новые сюжеты для картинок и комиксов. Это чувство единения очень важно для людей, казалось бы, занятых таким индивидуалистичным и обособленным делом – рисованием. На самом деле, можно сколько угодно совершенствоваться в избранном деле, но без живого отклика, без возможности посоветоваться, без шанса посмотреть на своё произведение трезвым, не зачарованным, «неавторским» взглядом – по-настоящему крупного прогресса не достичь. И это верно не только для рисования комиксов, но и для создания музыки, написания стихов, съёмки фильмов. Живая среда общения – это генератор идей, источник озарений и азарта, стимул к честной, «по гамбургскому счёту» конкуренции.


Алим Велитов. «Тайный язык» (из серии «Картинки из подсознания»)

Спасибо вам всем, ребята, за живой интерес к комиксам и друг к другу. Нам было весело вместе. Увидимся в следующем сезоне Комикс-клуба. Ура!

Обзор подготовил
Алим Велитов

Теги: ,

Один комментарий to “Деятельность Комикс-клуба за сезон 2011-2012 (часть 2, январь-май 2012)”

  1. Anonimus:

    спасибо ВАМ за то, что вы охотно делитесь своей энергией и знаниями и прививаете культуру комиксов в нашей стране.

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree