Беспокойный Медем

Авг 24, 2012 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, События

Встреча 9-го августа получилась особенно душевной и теплой. Возможно, благодаря Лене, угощавшей всех свежезаваренным на огне чаем, возможно, благодаря всем пришедшим участникам, готовым делиться своими чувствами и мыслями, возможно, благодаря поводу, по которому мы собрались – кинематографу Хулио Медема, настраивающего на особую искренность разговора.

1. Выбор фильма

Выбор фильма  «Беспокойная Анна», конечно же, не случаен. Фильм идеально точно ложится в логику и динамику нашего разговора. Особое удовольствие выстраивать все фильмы, которые мы смотрим на встречах клуба в единую цепочку и рассматривать их, как  единый мегафильм.

«Человек без прошлого» Аки Каурисмяки, «Револьвер» Гая Ричи, «Сибилла» Джозефа Сарджента, «Господин Никто» Жако Ван Дормаля.

Интересно смотреть, как в этих различных картинах мира переплетаются, пересекаются, в чем-то противоречат в чем-то дополняют друг друга схожие темы, мысли и чувства, смыкаясь в главном лейтмотиве – теме пробуждения и освобождения человеческой души.

Если у Аки Каурисмяки главный герой начисто забывает свое прошлое, как бы очистившись от него, начинает строить новую жизнь с чистого листа, то героиня «Беспокойной Анны» напротив обнаруживает в себе прошлое нескольких поколений женщин, живших в разных культурах и эпохах. В этом Анна схожа  с Сибиллой, носяшей в себе 16 различных субличностей. Обратите внимание на схожесть постеров.

Конечно, Анна чем-то похожа на Немо – героя «Господина Никто» 118 летнего старика, вспоминающего все возможные параллельные сценарии развития своей жизни. Также прямое пересечение и тот и другой фильм начинается с образа птиц. В «Господине Никто» – эксперимент с голубем, в «Беспокойной Анне» Эпиграф с Соколиной охотой на голубку.

«Беспокойная Анна» – живой эмоциональный образ женщины, пытающейся следовать глубинным стремлениям своей души и своему уникальному смыслу.

2. Хаос

В оригинале фильм называется «Хаотичная Анна». Действительно, метания девушки могут показаться хаотичными. Она бросает коммуну молодых художников, отправляется через океан на яхте с отцом подруги, который безжалостно скидывает её в воду, потому что ему не нужны попутчики. Вот она продает блинчики в Нью-Йоркском кафе, Вот работает  официанткой в дорогом ресторане, вот бьется в истерике, вот рисует картины. Она не делает карьеру, не зарабатывает денег, не создает счастливые взаимоотношения, не идет к намеченной цели. Её мотивация хаотична и спонтанна. Начав сеансы гипноза, чтобы узнать о своих прошлых жизнях, она внезапно обрывает их, гипнотизеру она заявляет, что не против, если он воспользуется ею в сексуальном смысле во время её гипнотического транса.

Встретив такую девушку в жизни, мы скорее всего решим, что она безумна, без царя в голове, сама не знает чего хочет, полностью пустила свою жизнь на самотек, приведя её в конечном счете к катастрофе.

Однако при этом, сам фильм на удивление четко простроен и имеет красивую цельную структуру. Десять глав отсчитываются в обратном порядке, каждая, как законченная мини-история. Как заметил, один из участников клуба, фильм, отсчитывая от 10 до 0, как  бы гипнотизирует зрителя, погружает в итоге в измененное состояние сознания, чтобы раскрыть то, что скрыто в обыденном состоянии.

Также красиво и цельно развивается философия фильма, его конфликт и главная тема. Проходя через хаотичные и противоречивые состояния, героиня эволюционирует, словно собирая себя по кусочкам, открывая в себе все новые и новые измерения, которые выстраиваются в финале в единую мозаику и разрешение извечного конфликта, освобождающее её от всего того, что она узнала.

3. Конфликт

С первых кадров, уже на дискотеке, заявлены основные конфликтующие силы фильма. На дискотеке под воздействием психоделиков, Анна видит среди танцующих нескольких мужчин – римского легионера, индейского шамана, Наполеоновского солдата и еще нескольких воинов. А также эрегированный член, желающий пронзить её. Перед нами женское начало, жаждущее жизни и радости, мужчина-воин, мужчина-хищник, жаждущий насилия, удовольствия и смерти.

«История человечества – это цепь жестокостей, зверства, и несправедливости. Мне часто бывает стыдно за людей» – говорит отец Анны, пещерный человек.

Возлюбленный Анны оказывается из народа сахрави, пережившего страшный геноцид в конце 20-го века, мучается ночными кошмарами. Он безуспешно ищет способ помочь своему народу, и думает, что сможет это сделать, если сможет продлить человеческую жизнь до бесконечности[1].

Стало быть по сути, это конфликт жизни и смерти.

«- Ну как ты смог её продлить? Нашу биологическую жизнь? – Спрашивает Анна в финале у Саида.
- Нет
- Как думаешь, если бы мы не умирали, могли бы мы любить страстно?»

В дальнейшем ей придется на собственном опыте проверить эти слова.

Важное пересечение с фильмом «Господин Никто», где как раз и была реализована мечта Саида о бесконечной биологической жизни, которая в свою очередь влечет отказ от секса. И главный герой – Немо – последний смертный в обществе бессмертных. Мы видим общество искусственного кастрированного благоденствия.

Здесь весьма уместно привести цитату из книги Клариссы Пинколы Эстес «Бегущая с волками»

«Если одну сторону женской природы можно назвать «Жизнь», то ее сестра-близнец – это сила по имени Смерть. Сила по имени Смерть – один из двух магнитных полюсов дикой природы. Тот, кто научится называть эти две стороны по имени, в конце концов непременно натолкнется на голый череп природы Смерти. Говорят, что вынести это могут только герои».

4. Парадоксальное разрешение

Важно, что заявляя извечный и грандиозный конфликт жизни и смерти Медем не просто фиксирует его, но берется разрешить его.

Кому-то явленный в фильме способ покажется шокирующим, неприличным, пошлым, идиотским, глупым, нелепым, никаким. Но все это не имеет никакого значения, потому что он срабатывает.

Тема смерти проходит через весь фильм.

И Анна, наконец, выводит главный итог фильма: «Смерть не отнимает, а наполняет». Осознав это героиня становится бессмертной.

Отзывы зрителей

Пухова Екатерина: Подобный кинопросмотр был моим первым опытом, и впечатление превзошло все мои ожидания. Удивительная атмосфера, интересные люди, великолепный организатор и вкусный чай. А обсуждение, последовавшее за просмотром, для меня было крайне полезным. Каждый человек воспринимает и интерпретирует фильм по-своему, исходя из своих взглядов, опыта, личностных особенностей. И как же интересно было услышать разные мнения, не важно – соглашаешься с ними или нет, просто осознать, увидеть какие-то другие грани фильма, нюансы, моменты, на которые сам не обратил бы внимания, взглянуть на фильм с разных сторон. Это доставляет огромное удовольствие. Картина становится более целостной, завершенной, многогранной. Обсуждение фильма с еще живыми и яркими  впечатлениями, усиливает эффект, произведенный кинофильмом. Это мероприятие позволило мне гораздо шире взглянуть не только на конкретный фильм, но и на всю оценку кинематографа. Тем более компания подобралась очень душевная и дружелюбная, все люди были крайне разные, но мнение каждого было ценно. Организатор – Алим Велитов, прекрасно вел вечер, подталкивал участников к беседе и высказывал свое, очень мне близкое, мнение, задавал общий тон разговоров.

Теперь немного о фильме. Я не раз задумывалась, что есть любимые фильмы и какие они у меня, их не так много, но я поймала себя на мысли, что два из них принадлежат  режиссеру Хулио Медему. Это «Любовники полярного круга» и «Люсия и секс». Эти фильмы остались внутри меня, они синхронизировались со мной, я пересматривала их по многу раз, и в каждый просмотр находила что-то новое, удивительное, волнующее. Фильм, который мы смотрели, так же является творением Медема – «Беспокойная Анна». Мною он был

просмотрен, лет 5 назад. Но сейчас я открыла его для себя заново, и не только потому, что смотрела его уже другими глазами, с новым опытом, знаниями и мыслями, но так же благодаря обсуждению и мнениям других людей. Фильм сам по себе удивителен, необычен, волнующ, полноценен. Для меня он несет идеи освобождения, естества, любви, вечности души, перерождений, жизни и смерти, не как противоположности, а как взаимодополняющие понятия. Этот фильм пришел ко мне как никогда вовремя. Он был мне необходим. И я очень благодарна организаторам этого мероприятия и с удовольствием бы повторила подобную встречу.

Алан Небытов: По итогам посещения киноклуба у меня осталось немало впечатлений. Но  обо всем по порядку.  Во-первых, следует отметить организаторов вечера, которые выступают в роли, так сказать, проводников в мир кино. Вы , Алим , достаточно интересно рассуждали о просмотренном кино и  направляли русло беседы в нужную сторону, изрекая свои нейтральные, но точные замечания, как бы интерпретирующие и уточняющие высказывания и реплики других участников киновстречи. Ваша коллега, Лена , внесла немалый вклад в создании атмосферы уюта, расслабленности и непринужденности, устроив чайную церемонию по высшему разряду.

Одна из японских пословиц гласит : «если в человеке нет чая, то он не способен понять красоту и истину». Так вот, чайная церемония , любезно организованная Леной, ввела меня, так сказать, в соответствующий и располагающий фарватер.

Во-вторых, необходимо упомянуть атмосферу и уют, присущих формату вечера. Ассоциации : специфичное место, разговоры  на кухнях, кружок зеленая лампа, чувство причастности к какой-то богеме, элите, клубу эстетствующих снобов, собирающихся по вечерам, чтобы чайку

испить, кино посмотреть и свой неказенный образ мнений показать. Дело в том, что я давно искал нечто подобное( в смысле мероприятий схожего формата), где можно не только аккумулировать знания или искусство в себя, но и делиться, отдавать его людям присутствующим (возможно даже единомышленникам). Просматривая фильмы, подобные «Беспокойной Анне», а потом еще и обсуждая их, мы становимся духовно богаче. Чай , беседы с Леной и с вами вели меня в состояние обнаженной восприимчивости, что во многом поспособствовало углублению впечатления от просмотра киноленты Медема. Большое Вам спасибо !


[1] http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7093/ – статья о кинофестивале проходящем в Сахаре.

Алим Велитов

Теги:

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree