«Чёрная дыра»: то, что следовало написать в предисловии

Окт 26, 2012 | Автор: Лидия Бабинцева | Темы: Из коллекции РГБМ

Каждый раз, когда выпадает жребий дежурить в Зале комиксов РГБМ, я стараюсь не тратить время зря и, если в этот день нет какого-нибудь мероприятия, обязательно читаю что-то новое из нашего фонда. При этом, правда, не всегда проглядываю серии (особенно, длинные) до конца, так как о многих из них можно составить представление, ознакомившись с десятком первых страничек. Некоторые комиксы мне нравятся, некоторые – нет, но в общем и целом я понимаю, почему это было издано, и кто это будет читать. А вот некоторое малое количество… я не понимаю совсем. И, если уж так случилось, я отправляюсь на поиски всей возможной информации по этому комиксу, на всех доступных мне языках: может быть, я просто что-то упустила?..

Так произошло, например, с комиксом Чарльза Бёрнса «Черная дыра».

Сюжет истории незамысловат. Действие комикса происходит в Сиэтле в середине 1970-х годов. По сути, это история о разочаровании, о разрушении хипповских иллюзий. Семидесятые – время крушения большого подросткового мифа. В альтернативной реальности комикса подростки заражаются болезнью, передающейся половым путем (конечно же, одно из значений словосочетания «Чёрная дыра» в данном случае имеет сексуальный подтекст). Эта болезнь уродует, но не убивает. У кого-то просто обильные омерзительные прыщи, у кого-то открывается на шее рот, а у кого-то вырастает хвост.

Эти дети-уроды становятся изгоями и живут в лесу. Очень многое в графическом романе показано через призму сексуальных отношений. Взросление Кита. Любовь Крис и её горе, ее утрата. Всеобщая депрессия и озлобленность. Добавим специфичную графику автора с преобладанием чёрного цвета – и получим более чем гнетущее первое, второе и третье впечатление. И, конечно же, недоумение.

Этот комикс не для детей, не для подростков (по-хорошему, и не для российских взрослых). Это своеобразное переосмысление автором собственной биографии, в котором он рассматривает процесс взросления и чувства, которые охватывают в этот период почти каждого человека, показывает несостоятельность хиппизма как модного течения 70-х перед порядком обыденной жизни. Мы же просто росли, растём и будем расти по-другому, у нас другие проблемы, другой жизненный уклад, другие отношения между подростками и в семье: мы не в США, мы не дети 60-х, одним из которых был Роберт Бёрнс – и никогда таковыми не будем (увы – или к счастью).

Этот комикс – для тех, кто хочет знать, чем же, всё-таки, отличается comics от comix. Выражаясь по-русски: как выглядит неподвластное американскому Comics Code[1] произведение, и понять, ради чего этот самый Сomics code был создан. Наверное, если бы об этом было написано в предисловии, моё восприятие «Черной дыры» было совершенно иным, и я вряд ли решила бы, что это просто незатейливая, но атмосферная до дрожи «страшилка». Да, тут невозможно выстроить  полную хронологию событий из-за сюжетных нестыковок. Да, невозможно понять, где заканчиваются рассказы и наркотические трипы героев, и начинается повествование о реальных событиях… Но это стоит прочитать хотя бы для того, чтобы знать, что существуют ещё и такие комиксы, и что «Чёрная дыра», несмотря на производимый отталкивающий эффект – один из лучших среди подобных.

Справка об авторе

Чарльз Бёрнс (англ. Charles Burns; род. 27 сентября 1955) — американский художник комиксов, иллюстратор и режиссёр. Наиболее известен своим комиксом «Чёрная дыра». Отличительной особенностью стиля является детальная, высококонтрастная отрисовка и сценарии в стиле хоррор, либо с его элементами.

Чарльз Бёрнс родился в Вашингтоне. В 1965 году, когда мальчику исполнилось 10 лет, семья переехала в в Сиэтл. Детство Бёрнса прошло в увлечении журналом «Mad», хоррор-фильмами категории «Б» за авторством Роджера Кормана и ТВ-передач того времени. В середине 70-ых, в старших классах, Чарльз открыл для себя творчество андерграундных авторов комиксов, признанным лидером среди которых являлся Роберт Крамб. Обучаясь в Evergreen College, Бёрнс познакомился со ставшими вскоре знаменитостями аниматором Мэттом Гроунингом и автором комиксов Линдой Барри.

В 1981 году Бёрнс начинает рисовать комикс «El Borbah», на который его вдохновило рестлинг-шоу, увиденное по ТВ. Первая серия – «Robot Love» – была опубликована в журнале «Heavy Metal» в 1982 году; персонаж этого комикса также появлялся в журнале «RAW», для которого Бёрнс рисовал на регулярной основе.

В середине 1980-х Чарльз вместе со своей супругой переезжает в Италию, где знакомится с итальянской комикс-средой, вступает в группу «Valvoline», основанную Лоренцо Маттотти, и начинает публиковаться в местных изданиях. По возвращению в США в 1986, Бёрнс принялся экспериментировать с форматом еженедельных стрипов, рисуя серию «Big Baby», и сотрудничать с Гэри Пэнтэром в работе над его изданием «Pixie Meat».

В 1994 году Бёрнс начал работу над своим самым амбициозным и наиболее популярным произведением — над комиксом «Чёрная дыра», который планировало выпустить издательство «Kitchen Sink». После того, как в 1998 году это издательство прекратило работу, Бёрнс перенёс свой проект в издательство «Fantagraphics». Публикация серии закончилась в 2004 году. Работа получила престижные комиксовые награды – Премию Харви, Айснера и Игнатц и вошла в список «Top 100 English-Language Comics of the Century» от «The Comics Journal». В 2005 году издательство Pnatheon выпустило книгу, включающую все комиксы серии. В России комикс был опубликован издательством «Фабрика комиксов».

В настоящее время Бёрнс живет в Филадельфии (Пенсильвания), со своей женой, художницей Сюзан Мур и двумя дочерьми.


[1] Comics code – свод правил для популярного в широких массах комикса. Был принят в Америке в 1954 году «с целью защиты детей от негативной информации». Подробнее см. статью в журнале «Хроники Чедрика»: США против СССР: комиксы – жертва компроматов

Обзор подготовила
Лидия Бабинцева

Теги: ,

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree