Орфей. Эвридика. Смерть

Окт 26, 2012 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, События

Вчера, 25 октября,  прошла очередная встреча киноклуба «Бардо». Мы смотрели фильм Жана Кокто «Орфей». Встреча, как и всегда, была совершенно непохожей на стандартный киноклуб, когда люди собираются, смотрят, а потом обсуждают. Дело в том, что руководитель клуба, Алим Велитов, — человек непростой. Как и любой художник, он не подыскивает образы для своего творчества, а путешествует за ними. И каждая встреча киноклуба — это возможность и нам, людям со стороны, принять участие в этом путешествии. И, быть может, у кого-то из тех, кто нашёл время зайти к нам, с такой встречи начнётся его  собственное путешествие.

Фильм «Орфей» был создан во Франции в послевоенное время, в 50-х годах ХХ века. Действие происходит в типичном маленьком французском городке. Однако в центре городка кипит вполне столичная художественная жизнь. Абсурдное сочетание полярных явлений на этом не заканчивается. Новая звезда поэзии, о которой рассказывают Орфею, публикуется в престижном журнале, но страницы с его стихами — пустые страницы. Абсурдно и то, что Принцесса, олицетворяющая Смерть, — по сути, самый жизнеутверждающий персонаж фильма. Хоть фильм и создан в послевоенное время, единственные и наиболее яркие свидетельства этого — образы мотоциклистов в форме, напоминающей фашистскую. Они, кстати, и являются теми, кто буквально «приносят» Смерть.

Живое и мёртвое, реальность и сон, зазеркалье — всё перемешано в этом фильме, одно перетекает в другое, причудливо проявляется. Причём, всё очень складно и убедительно срежиссировано…

Конечно, в основе сюжета — известный миф об Орфее и Эвридике. Но загробный мир «по Кокто» как-то не похож на те ужасы, к которым мы привыкли. В мире смерти, находящемся по другую сторону гладкой поверхности зеркала, всё выглядит так же, как и в реальности. Ну, разве что законы физики там действуют чёрти-как, и коммунальные службы с дворниками отменены как явление: всё грязное, полуразрушенное и малоприятное.

Фильм затрагивает самую важную тему: что такое реальности? Вернее, что — реально Наверное, неспроста Эртебиз, один из приспешников Принцессы, говорит Орфею, сокрушающемуся над телом мертвой жены, Офелии: «Это всего лишь оболочка. Как и Принцесса — всего лишь одна из форм смерти. И всё это — форма».

«Особое удовольствие, – говорит Алим, – выстраивать все фильмы, которые мы смотрим на встречах клуба в единую цепочку и рассматривать их, как  единый мегафильм». Да, возможно, есть смысл и для большего обобщения: вся наша жизнь – фильмы, которые мы смотрим, картинки, которыми мы развлекаем свой взгляд… – всё это как единый кинофильм, который заканчивается для каждого в тот момент, когда он выходит из интерактивного кинотеатра жизни…

Приходите к нам на следующие встречи, присоединяйтесь к нашему путешествию — и пусть кинофильм вашей жизни будет не очередной мыльной оперой, а хорошим и глубоким фильмом, который захочется пересмотреть ещё раз.

Александр Кунин

Теги:

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree