Синтез Эйзенштейна

Янв 21, 2013 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, События

17 января в Центре комиксов и визуальной культуры РГБМ стартовал проект «Синтез Эйзенштейна». Таким образом мы открываем новое направление, цель которого — приблизиться к пониманию механизма современной визуальной культуры. Надеемся, что эта тема станет одной из ключевых в нашей работе, наряду с исследованием культуры рисованных историй. В рамках подобных проектов планируются выставки, показы, лекции, специальные тематические заседания наших клубов, встречи с исследователями, презентации книг.

А с Сергея Эйзенштейна мы начали неспроста. И дело здесь вовсе не в том, что в нынешнем январе исполняется 115 лет со дня рождения (а в феврале — 65 лет со дня смерти) этого великого деятеля мировой культуры…

Основоположники различных школ в искусстве были склонны рассматривать мир визуальных образов во взаимосвязи форм, в глобальном контексте различных видов изобразительного и синтетического искусства. Рассматривая современную культуру визуального, можно говорить как об отдельных её аспектах, так и обо всей совокупности этих аспектов разом. И сегодня этот второй вариант, похоже, вполне уместен: именно с этой позиции нам любопытно рассматривать творчество Сергея Михайловича Эйзенштейна.

Итак, в рамках нашего проекта мы предлагаем ознакомиться с выставкой рисунков Эйзенштейна, хранящихся в фондах РГБМ. Экспозиция развернулась в Серой галерее и Зале центра комиксов. В неё вошли отдельные листы из альбомов «Эйзенштейн: Рисунки разных лет» (М., 1968), «Эйзенштейн: Театральные рисунки» (М., 1970) и «Эйзенштейн: Мексиканские мотивы» (М., 1971). Также проект включает книжную экспозицию из фондов Зала художественной литературы и по искусству и ретроспекцию фильмов Эйзенштейна.

В киноретроспекцию мы включили отдельные работы, среди которых «Дневник Глумова» (1923), «Стачка» (1924; другие названия: «Чертово гнездо», «История стачки»), «Броненосец «Потёмкин»» (1925; другое название — «1905 год»), «Октябрь» (1927; название замысла: «Десять дней, которые потрясли мир»), «Сентиментальный романс» (1930) и некоторые другие. С полным списком трансляции вы можете ознакомиться в зале Центра комиксов и визуальной культуры.

Ключевым событием проекта «Синтез Эйзенштейна» будет встреча киноклуба «Бардо». Тема встречи — монтаж аттракционов. Такой формулировкой Эйзенштейн обозначал систему построения визуального ряда, которая бы не «развлекала», а «увлекала» зрителя, оказывала на него наиболее убедительное воздействие «по той простой причине, что это входит в тот контингент «органических восприятий», которые эмоционально воздействуют и без регистрации их сознанием» — как уточняет Эйзенштейн в одной из своих статей.

И обращаемся мы к этой теме с особым умыслом… Но, прежде чем раскрывать идею встречи киноклуба, предлагаю вспомнить слова Эйзенштейна, произнесённые им в 1930-ом году в Голливуде на обеде, данном в его честь Академией кинонауки и искусства:

«…Вы знаете, выражение лица на экране — всегда относительно. Оно зависит от того, что идёт дальше. Если мы показываем улыбающееся лицо и даём после него крупным планом ребёнка, вы всегда скажете, что это — добродушный мужчина или добрая женщина, полные отцовских или материнских чувств. Если мы даём то же самое улыбающееся лицо и показываем убийство, выражение этого лица приобретает оттенок садизма».

И ещё:

«…Если мы сможем пробуждать у публики чувство, сможем заставить её чувствовать идею, мне кажется, что в будущем мы получим возможность управлять мыслительным процессом зрителя. Это будет одно из великих достижений фильмов будущего».

Похоже, в какой-то степени, это будущее уже наступило. Но готовы ли мы к нему, понимаем ли происходящее?

Как выработать иммунитет к механизму воздействия на нас систем визуальных образов? Как научиться применять эти механизмы в своём творчестве?.. Об этом мы поговорим на встрече киноклуба 24 января.

Что же касается выставки, то она продлится до 20 февраля.

Александр Кунин

24 января – Киноклуб «Бардо»: Эйзенштейн и «монтаж аттракционов»

Теги:

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree