Встреча с Антоном Черниным

Мар 7, 2013 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, События

Антон Чернин и Сергей Корнеев обсуждают современную рок-сцену России

27 февраля у нас в гостях был продюсер и радиоведущий Антон Чернин. Напомним, встреча была организована в рамках проекта «Визуальные образы русского рока». Разговор оказался неожиданным. Прежде всего потому, что наш гость, будучи активным участником многих  процессов в отечественной рок-индустрии, предложил взглянуть на рок-культуру с совершенно непривычной стороны.

Современная молодежь 20-30 лет выросла на клипах и концертах таких групп как «Алиса», «Крематорий», «Браво» и пр. Драйвовое звучание, ёмкие тексты, протестная риторика объединили в любви к русскому року как старшее поколение людей, ещё заставшее советские реалии, при которых рок-культура была заветным и запретным «глотком свободы», так и поколение 90-х, чьё взросление произошло уже в новую, пост-советскую эпоху, когда рок-культура воспринималась вполне естественной основой нового свободного мира. Однако сегодня само понятие «русский рок» в сознании большинства россиян связано преимущественно со специфической формой одежды, особым стилем жизни.

«Хотя самому русскому року в этом году исполняется полтинник,  если считать с первых концертов Александра Градского, — заметил Чернин, — история визуальной составляющей русского рока не такая уж грандиозная. Одевались тогда, в 1960-е, в польское тряпьё. Джинсы все были польские. Мода на кожу пришла уже в 70-е. По большому счёту, особого представления о визуальном облике европейского рок-музыканта тогда не было. Не зная образцов — давили креативом.

В Москве группа «Машина времени», вернее — их друзья, шили сценические костюмы из занавесок, потому что нужных тканей в продаже не было, что-то подходящее можно было найти только в театральном реквизите.

А.Чернин комментирует подборку книг по истории русского рока, расположенную в зале Центра комиксов РГБМ

Эпоха полноценного визуала наступила только в конце 80-х вместе с «новой волной», когда уже стали и гримироваться — красились все: «Кино», «Алиса», «Аквариум», Ревякин… а пуще всех – группа «Ария».

Закончилось всё это почти синхронно где-то в 1990-х, когда доступ к информации увеличился и стало понятно, что корни большинства из этих форм сценической визуализации связаны не с теми явлениями, с которыми хотелось бы ассоциироваться. Например, что классический вид рок-металлиста (вся амуниция и грим) был позаимствован у квир-культуры… Все дружно плюнули и стали выходить на сцену в джинсах и футболках».

Такую специфику русского рока Чернин объяснил отдельно. По его мнению, всё дело в самой природе рока как музыкального направления.

Один из посетителей задал вопрос: а что же такое рок, по мнению нашего гостя? К слову было упомянуто имя А.С. Козлова, который ещё в 1990-е годы пытался терминологически определить,  что основополагающе присуще року (подробности смотрите в книге А.Козлова «Рок: истоки и развитие»).

«Блюзовый звукоряд — совсем не обязателен, драйвовое звучание не у всех получается, протестный месседж — вещь вообще весьма субъективная… — сказал Чернин. — А вот то, что характерно для современного рока — стремление пересадить чужую культуру на свою почву, чтобы чужая форма наполнилась своим содержанием. В чужом найти своё. Причём это касается не только русского рока, это общая особенность рок-культуры. Например, британский рок начинался с обращения к “чёрным“ корням, с массового увлечения блюзом. Нечто подобное происходило у нас  и в 1970-е, и в 80-е, и в 90-е годы. Это, кстати, происходит и сейчас».

Разговор вообще получился очень интересным: так, были названы некоторые причины, по которым сейчас наблюдается своего рода спад фестивального движения в России, обсуждалась специфика организации сетки радиовещания, произошёл своего рода краткий обзор того, что в принципе происходит сейчас в российской радиоиндустрии. Говорили и о неравномерном движении «социальных лифтов» в современной рок-культуре, когда отдельные критики и продюсеры несправедливо много внимания уделяют одним авторам, и недостаточно внимательно относятся к другим, опираясь на какие-то личные интересы, совершенно противоречащие как развитию искусства, так и бизнесу. Сам Чернин, комментируя данный вопрос, заметил, что его личное внимание привлекли в последнее время такие проекты, как Cheese people, КДиМБ (Краснознаменная дивизия имени Моей Бабушки), «Пила«, «Ромарио» и «Moremoney«.

Во время кулуарного обсуждения выставки винила (которая, напомним, продлится в РГБМ до 31 марта).

Фотографии С. Иванниковой
Комментарий к встрече — А.Кунина


Другие материалы по проекту

Теги:

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree