Дни открытых миров в Красноярске

Апр 4, 2013 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, События, Специалистам

Недавно в Красноярске приключилось удивительное событие: фестиваль визуальной культуры «Дни открытых миров». И нам посчастливилось принять участие в его организации. Фестивальный марафон длился два дня, 21-22 марта 2013 г., а выставочная часть (в конференц-зале Красноярской краевой молодежной библиотеки) растянулась на целый месяц — с открытия фестиваля и до 20-х чисел апреля.

Для начала — немного истории. Фестиваль визуальной культуры, организованный Красноярской краевой молодёжной библиотекой, возник не случайно. Как рассказали коллеги, в какой-то момент молодые читатели стали объединяться на почве своего интереса к изобразительному искусству и чтению рисованных историй и манги. Причем подобного рода самоорганизация началась совершенно стихийно и в других библиотеках края. А мы в Москве, ещё не зная о том, что происходит в регионе, получаем вдруг, в феврале 2012 года, от красноярской Молодёжки письмо вот такого содержания:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Красноярская краевая молодежная библиотека открывает клуб любителей комиксов. Подскажите, какое материально-техническое оснащение для этого потребуется? Как проходят мероприятия в вашем клубе, не могли бы вы скинуть видеоролик или презентацию?
Будем признательны за любую помощь.

Аудиовизуальный отдел

Безусловно, мы выслали коллегам всю, возможную на тот момент, информацию. И на этом контакты приостановились. Каково же было наше удивление, когда, спустя почти год, мы получили приглашение поучаствовать уже в организации целого фестиваля!

Анжелика Васильевна Трофимова

— Мы решили устроить фестиваль в первую очередь для того, чтобы самим лучше разобраться в теме, — обмолвилась в приватной беседе Анжелика Васильевна Трофимова, директор красноярской  Молодёжки. — Понятно, что рисованные истории — это часть книжной культуры, а значит — им место в библиотеке. Но какое это место? Как с ними работать? Поиску ответов на эти вопросы и посвящён наш фестиваль.

А из разговоров с другими библиотекарями я узнал и такое: «Сначала мы хотели просто небольшую выставку устроить и пригласить пару гостей. А потом как-то вдруг эта скромная идея приобрела фестивальный размах».

Фестивали визуальной культуры, рисованных историй, всевозможные тематические литературные…

Как форма организации мероприятия фестивали в принципе весьма популярны в зарубежном библиотечном мире. Обычно в их структуре продумывается торговая, игровая, образовательная и профессиональная зоны. А иногда, если фестиваль организуется как семейный праздник, игровая и образовательная зоны разделяются ещё и на площадки по принципу возрастного различия посетителей. Так, в частности, устроено пространство крупнейшего французского фестиваля в Ангулеме.

Первый день красноярского фестиваля проходил в кинотеатре «Мечта». Фойе кинотеатра было поделено на игровые площадки, на каждой из которых происходило нечто особенное. «Фабрика комиксов» — интерактивная площадка, на которой ребята пробовали свои силы в создании рисованных историй; «Мангамания» была устроена как открытая библиотека, где можно было полистать книжки; «Перфоманс» — что-то среднее между косплеем и дефиле-шоу; ну и мастер-класс по контактному жонглированию также пользовался огромным интересом у публики. Второй частью программы вечера была моя лекция «История мирового комикса».

Из «Перформанса»

Фабрика комиксов

один странный момент

все были странными)))

Но, честно говоря, следующий день фестиваля произвёл более сильное впечатление. 22 марта основная программа была сконцентрирована в залах Молодёжки на ул. Пионерской правды, 3а.

Стас Щепин

На подиуме и вокруг него в зале по искусству не было свободного места, ребята сидели едва ли не на головах друг у друга. И это понятно — перед ними выступали с мастер-классами настоящие комиксисты.

Кстати, если екатеринбуржец Константин Дубков и в своем родном городе весьма часто общается с читателями и даёт мастер-классы, то для иркутского комиксиста Станислава Щепина это была первая встреча с читателями, начинающими комиксистами. Понимая свою ответственность перед ребятами, Станислав в своем выступлении особое внимание уделил производственной культуре в работе комиксиста: как не переутомляться, какую гимнастику следует делать, чтобы снять напряжение глаз и рук от долгой и кропотливой работы. Учитывая, что создание рисованных историй — занятие весьма аутичное и кроме самого комиксиста его рабочее время регулировать некому, то эти советы просто бесценны. К тому же, Станислав делился своим личным трудовым опытом.

На мастер-классы художников приехали ребята старшей возрастной группы как из Красноярска, так и из разных регионов края. Правда на мастер-классы удалось попасть только тридцати счастливчикам. Большего количества просто не вместил бы зал. Практическая программа длилась с часу дня до пяти часов вечера.

Костя Дубков в аудитории

Подиума не на всех хватило...

Итоги последнего мастер-класса: дракон, его автор и свидетели творческого процесса

А в конференц-зале библиотеки была расположена большая многосоставная выставка. Мы предложили для выставки одну витрину, на которой представили оригинальные издания — яркие примеры разнообразия видов и форм рисованных историй. Тут и манга с её оригинальным форматом, и книги Уилла Айснера и Скотта МакКлауда по теории комиксостроения, и коллекционное издание «300» Френка Миллера, и «Маус» Арта Шпигельмана, чье русскоязычное издание планируется в издательстве «Корпус» этой осенью…

Также мы представили небольшую экспозицию, посвящённую разнообразию стилей отечественного комикса. Сюда вошли примеры работ А.Бильжо, Л.Тишкова, А.Велитова, Г.Литичевского, А.Еремина, Е.Ужиновой, А.Ткаленко, Хихуса, А.Акишина, А.Сучковой, К.Комардина и З.Ящина.

...во время открытия

вот и встретились...

формы могут быть разными

раритеты!

Красноярская краевая молодёжная библиотека совместно с Краевой универсальной научной библиотекой подготовили обширную книжную экспозицию, посвящённую в том числе и предпосылкам комикса. На выставке представлены книги по истории иконописи, лубка, искусства плаката.

К нашему удовольствию на выставке мы обнаружили и ряд изданий, которые сегодня представляют особый интерес для исследователя:

  • Георгий Жуков: [Комикс] / Сценаристы Ю. Каменецкий, Э.Щедрин; Худож. А. Акишин. – Москва : Прогресс, 1991. – 96 с. : ил. – (Века и люди). – ISBN 5-01-002946-4
  • 1825. Заговор / [сценарий Е. В. Добровольской, Ю. И. Макарова ;худож. В. Г. Алексеев]. – Москва: Прогресс, [1990]. – 159 с. – ISBN 5-01-002038-6
  • Олегов щит; Куликовская битва ; Чуден град : Рис. кн. : Для детей / Н. Осипов, И. Варичев ; Худож. Н. Смирнов и др. – Москва : Панорама, 1992. – 126,ил.с. – (Из истории Отечества).
  • Русские сказки А.Н.Афанасьева. Комиксы. – Нижний Новгород : Комикс : Русский купец, 1992. – 60 с. – ISBN 5-88204-007-8
  • Добровольская, Елена. Семь моих «я» [Текст] : [рисованная книга (комикс)] / Елена Добровольская, Сергей Капранов. – Москва : Прогресс, 1991. – 95, [1] с. : ил. – ISBN 5-01-002948-0

Сегодня эти книги – большая редкость.

Также на одной из выставочных площадок в зале аккуратно разместился многостраничный комикс красноярского комиксиста Максима Шараева. Максим — представитель старшего поколения комиксистов и такое большое внимание к самой теме и лично к его персоне было ему непривычно и утомительно. Поэтому о его присутствии на фестивале узнали только специалисты. Остальным посетителям осталось рассматривать его рисованную историю по мотивам новеллы Кобо Абе в зале библиотеки.

Для участия в профессиональной части фестиваля приехало около 100 библиотекарей края, они представляли государственные библиотеки районов: Абанский, Балахтинский, Березовский, Емельяновский, Иланский, Кежемский, Козульский, Партизанский, Рыбинский, Саянский, Сухобузимский, Уярский, Шарыповский; и города: Ачинск, Боготол, Дивногорск, Железногорск, Заозерный, Зеленогорск, Игарка, Канск, Красноярск, Назарово, Шарыпово.

Профессиональная часть состояла из выступлений:

  • «Культура рисованных историй в контексте молодёжного чтения» (А.Кунин)
  • «Комикс как литературный жанр» (Е.Сертакова, старший преподаватель кафедры культурологии Гуманитарного института СФУ, г. Красноярск)
  • «Комикс как инструмент для передачи информации в массовое сознание» (К.Дубков, г. Екатеринбург)
  • Презентация творческих объединений Красноярского края (Г.Шмакова, г.Канск; Т.Смирнова, г.Зеленогорск; О.Бульц, г.Красноярск)
  • «Рукотворная книжка: создание визуальных образов через совместное творчество взрослого и ребенка» (Е.Иванова, ведущий методист Красноярской краевой детской библиотеки).

И безусловно, самое дорогое, что мы получили в этой поездке — живое общение с коллегами. Было затронуто много вопросов, обозначены важные проблемы. И продолжение этих разговоров в ближайшее время выразится в новых публикациях на нашем сайте. Уверен, этот неожиданный и яркий фестиваль — не только останется значительным событием в жизни молодых красноярцев, но и послужит началом большой и полезной для всех работы.

В синей кофте среди библиотекарей — Максим Шараев

«Ну конечно же, комикс — никакой не литературный жанр!»... Начинает своё выступление Екатерина Сертакова


такие вот у нас читатели

Текст — А.Кунин
Фото — К.Дубков и сотрудники Красноярской краевой молодёжной библиотеки

Теги: ,

3 Comments to “Дни открытых миров в Красноярске”

  1. Статья просто супер! Но далеко не самая лучшая моя фотка…

  2. Спасибо, Стас! Мне тоже всегда кажется, что на фотках я как-то не так получаюсь… С этим ничего не поделать((((

  3. Ольга Бульц:

    Александр!Спасибо за такую позитивную статью о нашем фестивале. Будем развиваться дальше!

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree