Сатрапи и Плунгян на встрече в ЦК

Апр 15, 2013 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, События

В субботу, 13 апреля, прошла очередная «встреча в ЦК». Честно говоря, мы сами удивлены, что последние три подобные встречи оказались так близки по теме. Напомню, первая называлась «Не такие» и была посвящена комиксу Мигеля Галлардо «Мария и я», в котором раскрывается психология человека, страдающего аутизмом; вторая встреча была посвящена творчеству Алексея Иорша и мы обсуждали, в чём принципиальная разница между социальным комиксом и политический карикатурой. А теперь вот — феминизм.

Надя Плунгян приступает к лекции.

Что такое феминистическое искусство — действительно очень непростой и крайне актуальный вопрос. Надя в рамках своего выступления наметила несколько векторов, свойственных феминистскому искусству ХХ века. О части из них позволю себе рассказать.

Автобиографичность. И здесь, естественно, мы вспомнили о Луизе Буржуа (Франция, США, 1911-2010).  Одними из сквозных тем для неё были память, кровное родство и борьба с отцовской фигурой, олицетворяющей патриархальную власть.

Особое отношение к телесности. В мужском мире образов женское тело статично, эстетично и  неизменно. Однако уже в 1910-20 гг. многие художницы начали расшатывать образы традиционной женственности, стали отказываться от академического стандарта, что проявилось в их интересе к инвалидности, беременности или возрасту.

Доротея Таннинг. Инсталляция «Комната 202» (1970). Воспроизведенный в реальном размере заурядный интерьер гостиничного номера покрыт страшными наростами, напоминающими фрагменты звериных или человеческих тел. Сгустки плоти замерли в бессильной борьбе со стенами, пытаясь высвободиться из пространства или захватить его. Что может быть точнее этого высказывания о кошмаре домашнего насилия, которое творится за закрытыми дверями.

Эротизм, природа женской сексуальности. «Исследуя области бессознательного и эротического, — говорит Плунгян, — сюрреалистки пошли дальше своих коллег-мужчин и начали разговор о политике тела, сексуальном насилии, невидимом унижении женщины в культуре. Сюрреализм создал целую плеяду художниц, изменивших вторую половину столетия: Леонора Каррингтон, Ли Миллер, Леонор Фини, Фрида Кало, Мерет Оппенгейм.»

Пересечение дискриминаций. Двадцатый век прошел под лозунгами борьбы за свободу и в этой борьбе женщине подчас приходилось выступать наравне с мужчиной. Но одно дело бороться, совсем другое — разделять лавры победителя.

Лоррен О’Грейди во время перформанса «Мадемуазель Черная Буржуазия Отправляется В Новый Музей»

В этом контексте показательна история чернокожей перформансистки Лоррен О’Грейди (р. 1934). 1981 году в Нью Йорке состоялась выставка «Афроамериканская абстракция», это была одна из первых побед чернокожих художников. Однако это не отменило внутренней гендерной дискриминации. И кроме того работы, попавшие на выставку имели «осторожно-консервативный» характер.

На открытии крупной выставки «Personae» Лоррен О’Грейди устроила перформанс под названием «Мадемуазель Черная Буржуазия Отправляется В Новый Музей». В накидке и платье, сшитых из ста восьмидесяти пар белых перчаток, художница ворвалась в галерею, выкрикивая стихи против расистской политики художественных организаций. В руках у нее был белый кнут – символ внешнего гнета, тогда как перчатки обозначали внутренний гнет ассимиляции.

Работа О’Грейди стала началом системной критики расизма и сексизма арт-институций, и уже в 1985 г. группа анонимных активисток Guerilla Girls в масках горилл перешли в наступление, превращая искусство в инструмент прямой агитации.

Так что, имея хотя бы скромное представление об этих процессах в мировом искусстве, начинаешь уже по-новому смотреть на те реалии последних лет на отечественной арт-сцене, свидетелями которых мы все являемся.

Как ни странно, рисованная история «Персеполис» Маржан Сатрапи вполне логично вписывается в канву феминистского искусства. Уже тот факт, что именно комикс, изначально «мужской» жанр, используется автором для выражения художественного замысла — символичен…

Но о «Персеполисе» мы расскажем отдельно в одной из последующих публикаций на нашем сайте. Следите за обновлениями.

Фотографии Олеси Ольгерд

Теги:

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree