Лекция «Легенда самурайского меча» в клубе «Hibari»

Авг 28, 2014 | Автор: Лидия Бабинцева | Темы: Все публикации сайта, События

Конец лета в клубе «Hibari» выдался весьма насыщенным, в предпоследнюю неделю августа мы собрались дважды: 18 августа в зале Комикс-центра мы поговорили об оружии, которому приписывают наличие собственного духа, а спустя всего пару дней в деталях рассмотрели русское коллекционное издание манхва Ли Вин «Мана». Но обо всём по порядку: сейчас о катана, а в следующей заметке (которая выйдет уже очень скоро!) — о корейских комиксах и о сложностях их локализации в России.

О многовековой истории самурайских мечей рассказал Сергей Варченко, координатор проекта Tetsuge.

Tetsuge — группа металлургов, историков, художников, скульпторов, объединённых под началом Лунёва Сергея Алексеевича, первоклассного специалиста в области изготовления литого булата и исследования традиционных металлургических технологий.

«Наша главная цель — воссоздание технологии настоящего древнего самурайского меча, той самой, которая долгое время считалась безвозвратно утерянной. Начали мы с научной работы: всё, что написано про самурайский меч на всевозможных языках, нами было изучено. Мы забирались в древние архивы, даже в оружейные палаты, где нашли массу интересной информации. Набравшись необходимых знаний, решили попытаться сделать меч сами. Это был длинный путь, тысячу раз хотелось всё бросить — «потеряно, значит, потеряно…» — но мы не останавливались. Сейчас мы добились того, что на наши мечи приезжают посмотреть японцы», — делится Сергей Варченко.

Свой рассказ о самурайских мечах Сергей дополнил отрывками из научно-популярного фильма National Geographic об изготовлении самурайских мечей. Причём что-то лектор опровергал и уточнял как человек, имеющий опыт в изготовлении этих мечей. Мы узнали, что катана — это «ребёнок» мастера. На изготовление этого оружия уходит от девяти месяцев до нескольких лет кропотливого труда, и каждый этап сопровождается чёткой и точной технологией: здесь недопустим даже мельчайший брак, поэтому сколько бы ни было уже затрачено времени на изготовление, изделие идёт на слом.

Катана обладает огромной прочностью и, вместе с тем, потрясающей гибкостью. Это достигается технологией выплавки стали и методами её ковки: слои железа укладываются, складываются и проковываются так, что в лезвии образуется до десятка тысяч слоёв металла. В сердцевине располагается более мягкий металл, дающий мечу упругость, а снаружи — твёрдый, дающий прочность и остроту.

«До середины XVI века мечи испытывались на людях. Это были жестокие времена. Были преступники, приговорённые к смертной казни, и приговор приводился в исполнение посредством испытания меча. Существовали специальные мастера (не самураи!), которые были обязаны наносить по 3000 профессиональных ударов в день. Самый простой удар — отсечение руки, за ним — отсечение стопы и так далее. Название самого сложного переводится с японского как «удар ниже пупка»: клинок должен был пройти через самые мощные тазовые кости. Бывало и такое, что меч перерубал сразу несколько тел уже казнённых преступников, уложенных друг на друга на песок», — поясняет Сергей.

Помимо работ по изготовлению меча, мастера делали уникальные гравировки и художественное решение для цубы (металлического овала на рукояти меча, защищающей ладонь и пальцы воина). В зависимости от задач, поставленных перед мастером, рисунок мог быть относительно простым, а мог «заряжаться» для конкретного хозяина: рассказывал об истории семьи, принадлежности к школе или к местному правителю.

С мечом связано много ритуалов и церемоний, за нарушение которых самурай мог даже поплатиться жизнью. В мирное время с мечом обращались максимально почтительно: прикосновение к обнажённому лезвию без разрешения хозяина считалось величайшим оскорблением. В доме самурая оружие находилось на специальной подставке в главном углу комнаты, а во время сна — у изголовья, чтобы воин всегда мог молниеносно отразить атаку недоброжелателя.

Высшей доблестью для самурая считалось умереть в бою, сжимая рукоять меча. Эта традиция не исчезла вместе с эпохой самураев. Сергей рассказывает: «Во время Второй мировой войны в 1943 году был сбит самолёт японского адмирала Исикоку Ямамото. Когда нашли останки самолёта, обнаружили, что обгоревшие руки мертвеца сжимали рукоять фамильного самурайского меча».

В конце встречи все желающие смогли «прикоснуться» к катанам «Водоворот» (2003 год) и «Огненная колыбель звёзд» (2007год).

Клуб «Hibari» благодарит проект Tetsuge и Сергея Варченко за познавательную лекцию и надеется, что эта встреча — лишь начало долгого и плодотворного сотрудничества.

Теги:

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree