Аль’манах и Люди Мёртвой рыбы: история 2003-2009

Окт 17, 2014 | Автор: Алим Велитов | Темы: Все публикации сайта, Из коллекции РГБМ

Декабрьским промозглым днём далёкого 2005 года в литературном кафе ЦДХ, где в то время проходила выставка Нон/Фикшн, собрались художники-комиксисты, принявшие участие в создании «Аль’Манаха Людей Мёртвой Рыбы».

Высокие пятиметровые стены кафе были сплошь оклеены огромными комиксами — страницами из Аль’манаха. Художники расхаживали исключительно в чёрных и белых одеждах — это было концептуально, поскольку и «Аль’манах» с этого выпуска стал монохромным (за исключением обложки). Из-под потолка свешивались чёрные абажуры ламп, напоминающие остроконечные шляпы-колпаки волшебников. И безусловным смысловым центром всего этого дела был здоровенный безумный кролик бандитского вида, в пальто и с револьвером. «Сэр! купите комикс, сэр!» — произносил он, угрожающе подмигивая. Именно так проходила презентация уже третьего по счету «Аль’Манаха».

Но надо бы рассказать всё по порядку. Кто такие «Люди Мёртвой Рыбы», и что это за «Аль’Манах» такой?

В начале двухтысячных годов несколько художников, избравших своим главным средством выражения комиксы, решили объединиться. Им понравилось, как выглядит надпись comix, случайно получившаяся в виде рыбьего скелетика, и они решили называться «Людьми Мёртвой Рыбы» (или иначе «ЛМР»).

Первыми Людьми Мёртвой Рыбы назвались Хихус, Богдан, Даниил Кузьмичёв, Алексей «Алекс Xatchett» Баранов, Алим «Alimus» Велитов, Штурман, Константин Комардин. Чуть позднее к ним присоединились Андрей «Дрю» Ткаленко, Анна «Люмбрикус» Сучкова, Сергей «Питон» Христенко, а затем и Аскольд Акишин.

«Аль’Манах» зародился в 2003 году, весной, прямо перед вторым фестивалем «КомМиссия». Художники решили, что пора бы уже начать печатать все те истории, которых у каждого накопилось немало. И дружно скинулись на услуги типографии. Несколько бессонных ночей вёрстки с дизайнером Рыжей (Юлей Любимовой) — и первый сборник явился на свет. Он выглядел как маленькая цветная книжечка, на обложке которой смешные человечки (кто с автоматом, кто с дубиной, а кто и на космическом байке) заглядывали в пропасть. Каждый из художников получил в своё распоряжение по 6 полос, на которых мог размещать всё, что душе угодно. Добрые фэнтезийные картинки Штурмана, брутально-гламурный киберпанк Комардина, философские комиксы-притчи Алимуса, хулиганские «Люди Четверга» Дани Кузьмичёва, безбашенные постмодернистские сказки Хихуса, красивая евроманга Хатчетта «Наемники», манга за авторством Богдана… Называлось всё это «Аль’Манах: Волшебные комиксы».

Второй выпуск, «Племя Мёртвой рыбы», вышел уже в 2005 году, и список его участников значительно разросся. Холодную фиолетово-синюю обложку нарисовала Люмбрикус; на форзаце журнала бороздила глубины океана огромная фантастическая субмарина. Художники, её пассажиры, больше похожие на игрушечные фигурки, печально глядели на зрителя сквозь большие стеклянные иллюминаторы.

«В дегустационную программу Аль’Манаха вошли самые лакомые куски из обильных авторских закромов. Маловато, конечно, чтобы наесться от пуза, но достаточно, чтобы оценить мастерство шеф-повара», — говорилось в предисловии. И впрямь, было что оценить: Комардин опубликовал в этом выпуске 16-страничный «Фронтир» — милитаристскую фантазию на тему того, как бы воевали современные солдаты, если б не был изобретен порох; Питон познакомил читателя с «Анатомиксом»; Алимус порадовал многообещающим четырехстраничным прологом к «Кроссбергу» и первой историей про русского «Суперваленка»; Люмбрикус опубликовала ставшую культовой историю про свою собачку — «Готик и путешествие в загробный мир».

Любопытным экспериментом в финале стало то, что художники нарисовали фан-арт друг для друга — небольшие картинки, в которых попробовали вжиться в чужой мир или спародировать его стилистику.

Выход третьего выпуска в конце 2005 года стал знаменательным: это оказался самый толстый «Аль’Манах», ставший, к тому же, концептуально чёрно-белым. В этом сборнике начал публиковаться мегапроект Андрея «Дрю» Ткаленко и Лены Воронович «Стерва: Прах к праху». То был полноценный графический роман, мрачная постапокалиптическая вариация на тему «Сталкера». Впоследствии этот комикс завоевал на фестивале «КомМиссия» приз «Народная любофф» и был издан в Польше, а затем и у нас — совместными усилиями питерских издательств «Бумкнига» и «Комильфо».

Костя Комардин опубликовал гениальную «Механику чувств» — историю без слов о современных взаимоотношениях полов и о том, что современные люди предпочитают удовлетворять свои страсти при помощи механизмов, нежели посредством живого общения.

Здесь же опубликован комикс Липатова «Сталин против Гитлера». История о Сталине и Гитлере, в образах фентезиных сверхмагов сошедшихся друг с другом в грозном поединке, очень порадовала зрителей своей энергичностью и юмором. Также к созданию этого сборника в студии присоединился и гигант отечественного комикса Аскольд Акишин. Здесь начал публиковаться один из постоянных сериалов Хатчетта и Богдана «Скунс и Оцелот». А внушительная обложка была нарисована самим Отто Шмидтом!

Много-много чего ещё было в этом замечательном сборнике. Ощущалось, что «Аль’Манах» встал на прочные рельсы.

С пятого выпуска был запущен постоянный сериал «Авоткомубреда» Владимира Племяша, известного ныне аниматора, одного из авторов мистера Фримена и мультсериала «Куми-Куми». Он же, кстати, нарисовал потом обложку для шестого выпуска — причудливого гнома в шляпе и с трубкой, восседающего на старой рыбе.

Последний, седьмой выпуск, вышедший в 2009 году, стал международным. Обложку нарисовал мексиканский художник Patricio Betteo. В этом номере читателя ожидало долгожданное завершение «Стервы», волшебный мир Павла Чеха в комиксе «Друзья» (история о том, как ангел и черт тайно проникли за райскую ограду, и мирно отдыхают под яблоней от человеческой суеты). В этом же выпуске в комиксах Дмитрия Купреенко крокодил Гена кошмарил веселый городок, а Костя Комардин опубликовал мистический детектив «Четыре трупа» — совместную история с польским сценаристом. И это отнюдь не всё, что там было!

Семь — магическое число. И, к сожалению, на седьмом выпуске история «Аль’Манаха» внезапно обрывается… Жаль, конечно, что «Аль’Манах» прекратил свое существование. Зато теперь всю подборку его выпусков можно почитать в Зале комиксов РГБМ — и составить некое представление о том, что происходило в мире русских комиксов в период с 2003 по 2009 год.

Алим Велитов

Теги: ,

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree