По прозвищу «Стерва»

Фев 17, 2015 | Автор: Алексей Волков | Темы: Из коллекции РГБМ

Сегодня речь пойдёт об одном отечественном комиксе, который был достаточно популярен, потом слегка подзабыт, а потом сумел в какой-то момент вынырнуть из прошлого (причём весьма удачно, заинтересовав даже зарубежных читателей) – о комиксе «Стерва» Андрея Ткаленко и Елены Воронович. В виде отдельной книги он был издан сравнительно недавно, в 2010 году, совместными усилиями издательств «Комильфо» и «Бумкнига».

Вообще идея создания русского коммерческого (в хорошем смысле) комикса владеет умами отечественных комиксистов уже четверть века. Обыкновенно её реализации мешают «перегибы» творцов – их произведения получаются либо слишком «коммерческими» (в их представлении), либо слишком «русскими» (опять же – так, как они себе это представляют). Нащупать золотую середину удавалось немногим. И, конечно, огромной проблемой, встававшей перед авторами девяностых-нулевых, было отсутствие аудитории, способной по достоинству оценить их труд. Довольно удачными проектами, пытавшимися преодолеть этот вакуум, были журналы «Велес» или «Великолепные приключения»; они существовали, имели даже поклонников, но – мало кто сейчас способен вспомнить о них, кроме людей, всерьёз интересующихся отечественными рисованными историями…

Со «Стервой» всё было по-другому. История её началась в 2005 году, с первых страниц, опубликовавших на конкурсном сайте фестиваля «КомМиссия». Оттуда суровая барышня перебралась на страницы сборника комиксов «Аль’манах», где её история печаталась в номерах с третьего по седьмой. К 2009 году в сборнике опубликовано оказалось целых два «графических рассказа» и одна «графическая повесть», связанные единым местом действия и главной героиней.


Андрей Drew Ткаленко и Елена Воронович на презентации «Стервы».
7 октября 2010 года, встреча Комикс-клуба в РГБМ.

Аннотация: «Её детство закончилось вместе с катаклизмом, превратившим Москву в гигантскую аномальную зону. Она выбрала судьбу сталкеров — тех, кто, несмотря на все запреты, кордоны и опасности, проникает на искорёженную территорию бывшей столицы. Здесь для неё смысл существования, источник счастья и вдохновения, цель всей жизни. Настоящего её имени не знает никто — только прозвище: Стерва.»


«Постапок» – жанр, отечественными комиксистами горячо любимый, но очень слабо освоенный. Казалось бы, «сталкерская» тематика, рождённая Стругацкими, переосмысленная Тарковским, ставшая феноменом русской массовой культуры с выходом компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R.» и книжного сериала «Метро 2033» (и множества продукции, с ними связанной), должна приносить немыслимые барыши авторам комиксов. Все составляющие успешной эксплуатации темы в наличии: узнаваемость пост-советского пространства, незатейливые побегушки-пострелушки, широчайший простор для создания всяческих монстров, вечная русская тоска героев (кто ещё умеет так масштабно и глубоко хандрить, и при этом быть понятым соотечественниками?).


Но и по сегодняшний день «сталкерского» комикса, который был бы лучше, чем три небольшие вещи Ткаленко и Воронович, так и не появилось. Это вовсе не означает, что «Стерва» – плохой комикс, наоборот – это произведение высокого класса, совершенно незаслуженно обойдённое вниманием пресловутого «широкого круга читателей». Елена Воронович замечательно справляется с атмосферой, не перегружая деталями и навязчивой «перепродуманностью» своего мира, а рисунок Андрея Ткаленко не выглядит устаревшим даже спустя десять лет с момента выхода первой истории о Стерве.


С первым (и пока, к сожалению, последним) томом этого комикса, уже ставшим библиографической редкостью, вы можете ознакомиться в Зале Комиксов РГБМ:

Ткаленко, Андрей. Стерва [комикс] / Андрей Ткаленко, Елена Воронович. – С.-Пб.: Бумкнига; Комильфо, 2010. – 111 с.
ISBN 978-5-9902108 (Бумкнига). – ISBN 978-5-91339-132-2 (Комильфо)

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Алексей Волков

Теги: ,

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree