История цензуры в американских комиксах: под знаменем битвы за души детей

Апр 8, 2015 | Автор: Алексей Волков | Темы: Все публикации сайта, События

21 марта в в зале Комикс-центра Российской государственной библиотеки для молодёжи состоялась очередная встреча клуба «Четвёртая стена». Ведущий Алексей Волков и постоянный гость Кирилл Кутузов, администраторы сообщества Old Komix, на этот раз беседовали с аудиторией об истории цензуры американских комиксов.

Особой темой обсуждения стала книга психиатра Фредрика Вертама «Совращение невинных» (Fredriс Wertham «Seduction of Innocent»), в которой сей ученик Зигмунда Фрейда, работавший с трудными подростками, в экспрессивной манере изложил свои взгляды по поводу комиксов.

Претендующий на научность труд на деле был сборником подтасовок, передёргиваний и слухов, смешанных с некоторой долей правды, поданной под нужным Вертаму углом зрения. В частности, в книге говорилось о рекламе, публиковавшейся в журналах комиксов – среди прочего в ней расхваливались реалистичные реплики оружия, настоящие охотничьи ножи, косметические и медицинские препараты смутного происхождения – но «виновата» у Вертама была не сама реклама, а издания, её размещавшие.

В своём стремлении раздуть выдуманную угрозу, Фредрик Вертам не стеснялся ошарашивать читателей целым градом историй о детях-преступниках, которые совершали противоправные действия якобы потому, что читали комиксы. Все комиксы психиатр, не утруждаясь исследованиями, делит на две большие группы: «безвредные комиксы о зверюшках» (по мотивам мультфильмов или подобные) и «crime comics» (в эту категорию, кроме собственно жанра «историй о преступлениях», рожденного знаменитым журналом «Crime Does Not Pay», попадали и все остальные жанры комиксов!). Книгу о Тарзане – где, между прочим, пачками гибнут «чёрные люди»! – Вертам считает полезной для детской психики, а вот комиксы о «jungle girls» – вредными.

Труд психиатра был рассчитан, в первую очередь, на впечатлительных женщин, которые не очень-то контролировали чтение своих детей (да, по правде говоря, и не собирались этого делать по-настоящему). И женщины восприняли труд Вертама со всем жаром, на который способны: по всей территории США начали организовываться очередные околорелигиозные кружки, поднимающие на свои щиты абсурдную идею «защиты детских душ от комиксов».


Дети своими руками несут на костёр любимые комиксы.
Бдительные матери Америки торжествуют.

Но была ли индустрия действительно «кротким агнцем»? Вовсе нет, «козлищ» среди её отпрысков было предостаточно. Очень часто на газетно-журнальные стенды попадали совершенно антихудожественные вещи, эксплуатирующие мистику и криминал (и не имеющие возрастных ограничений). Для многих из них принятие саморегулирующего Комикс-Кода оказалось фатальным. К сожалению, лес рубят – щепки летят: вместе с этими третьесортными журнальчиками из продажи исчезла и продукция многих достойных издательств, работавших в жанрах, признанных негодными для детского чтения.



Обложки комиксов, доводившие достопочтенного Ф.Вертама до обморока

Вопреки распространенному мнению, принятие Комикс-Кода слабо сказалось на жанре супергероики (о которой Вертам очень много писал, среди прочего обвинив Супермена в нацизме, а Бэтмена в гомосексуализме); популярность супергероев в начале 1950-х вообще сильно упала, за исключением редких случаев. Мишенью массовой истерики стали в основном жанры «крайм» и «хоррор».

Ознакомиться с полным текстом Комикс-Кода и сделать самостоятельные выводы можно здесь:

КОДЕКС «THE COMICS MAGAZINE ASSOCIATION OF AMERICA, INC»
(Американской Ассоциации Журналов Комиксов)
Принят 26-го октября 1954-го года.
Перевод © OLD KOMIX

ВВЕДЕНИЕ

Для комикс-индустрии (во введении употребляется выражение «comic-book», в самом тексте кодекса – выражение «comics-magazine» – прим. А.Волкова), уже долгое время являющейся частью американской культуры, настало время принять на себя ответственность за свою работу. Современное развитие технических средств и повышение требований, предъявляемых к работе индустрии, идут рука об руку с ростом этой ответственности.

Чтобы внести свою лепту в современное течение жизни, индустрия должна искать новые области для развития полезных и здоровых развлечений.

Люди, ответственные за сценарий, рисунок, печать, издание и продажу комиксов, проделали в прошлом огромную работу, прошли долгий и тяжелый путь. Скорость развития комикс-индустрии является рекордной, в сравнении с остальными информационными отраслями. Комиксы невероятно быстро стали уникальным и эффективным средством воспитания и образования. Также комиксы внесли свой вклад в описание и критической осмысление современной жизни.

Следуя американским традициям, работники комикс-индустрии должны и будут работать вместе и в будущем. Также, согласно этим традициям, работники индустрии должны понимать, что все нарушения моральных стандартов, правил хорошего вкуса, все симптомы разложения комикс-индустрии должны быть ими исключены.

Именно поэтому Американская Ассоциация Журналов Комиксов приняла этот кодекс, призванный стать независимым контролирующим документом. Также члены ассоциации принимают положения и дух данного кодекса в качестве плодотворной почвы для развития индустрии. Кроме того, члены ассоциации обязуются следовать принципам кодекса и выполнять все решения, вынесенные на его основе официальными инстанциями.

Ассоциация выражает уверенность в том, что этот позитивный и прямолинейный шаг обеспечит надежную защиту интересов американских читателей и поспособствует увеличению их числа, а также станет важной вехой в истории саморегулирования всей американской информационной индустрии.

КОДЕКС ДЛЯ ИЗДАТЕЛЬСКИХ МАТЕРИАЛОВ

ОБЩИЕ СТАНДАРТЫ – ЧАСТЬ A

(1) Преступления не должны быть представлены так, чтобы преступники вызывали симпатию; чтобы силы, представляющие закон и правосудие, вызывали недоверие; чтобы у читателя появлялось желание подражать преступникам.

(2) Комиксы не должны содержать подробного описания деталей и способов совершения преступлений.

(3) Полицейские, судьи, правительственные служащие и официальные учреждения не должны быть представлены так, чтобы вызвать неуважение к осуществляемой ими деятельности.

(4) Если преступление изображено, то оно должно быть представлено как низкое и отталкивающее деяние.

(5) Преступники не должны обладать привлекательными чертами, и их положение в обществе не должно вызывать желания подражать ему.

(6) Добро всегда должно брать верх над злом, а преступники должны нести наказание за свои деяния.

(7) Сцены чрезмерного насилия должны быть строго запрещены. Сцены жестоких пыток, поножовщины, перестрелок, физических мучений, кровавых и жестоких преступлений не должны допускаться.

(8) Не допускается демонстрация новых необычных способов скрытого ношения оружия.

(9) Не должны демонстрироваться случаи гибели служащих правоохранительных органов в результате преступных действий.

(10) Похищения взрослых или детей с целью выкупа не должны быть показаны в деталях, не допускается демонстрация получения похитителем выгоды. Похититель всегда должен нести наказание.

(11) Слово «Crime» на обложке журнала комиксов не должно быть больше по размеру, чем прочие слова, содержащиеся на обложке. Также запрещается изображение на обложке одного только слова «Crime» без других надписей.

(12) Частота использования слова «Crime» в заголовках или подзаголовках должна быть крайне умеренной.

ОБЩИЕ СТАНДАРТЫ – ЧАСТЬ B

(1) Журналам комиксов запрещается использование слов «horror»и «terror» в названиях.

(2) Не должны допускаться сцены чрезмерного кровопролития, жестоких и кровавых преступлений, порочных действий, разврата, садизма, мазохизма.

(3) Должны быть исключены все отталкивающие и жестокие иллюстрации.

(4) Сюжет сделки со злом должен быть представлен исключительно с целью дать некий нравственный урок, а не для демонстрации привлекательного образа зла и не для нанесения ущерба чувствам читателя.

(5) Строго запрещаются сцены, так или иначе связанные с ожившими мертвецами, пытками, вампирами и вампиризмом, каннибализмом или оборотничеством.

ОБЩИЕ СТАНДАРТЫ – ЧАСТЬ C

Все выразительные средства и приемы, не упомянутые в Кодексе напрямую, но идущие вразрез с намерениями и духом данного Кодекса, считающиеся нарушением хорошего вкуса и приличий должны быть запрещены.

Диалоги

(1) Грубая, вульгарная, непристойная, ненормативная лексика, а также слова или символы, которые приобрели непристойное значение, строго запрещены.

(2) Должны быть приняты меры для того, чтобы исключить словесные намеки на физические страдания либо уродства.

(3) Несмотря на то, что использование сленга и разговорной лексики является приемлемым, доля такой лексики не должна быть чрезмерной – везде, где это возможно, необходимо использовать нормированный литературный язык.

Религия

(1) Насмешки либо нападки на какую-либо религию либо национальную группу должны быть запрещены.

Одежда

(1) Нагота в любой форме строго запрещена: будь то намеренная непристойность, либо чрезмерная откровенность.

(2) Наводящие на непристойные мысли либо открыто непристойные иллюстрации, а также непристойные позы неприемлемы.

(3) Все персонажи должны быть изображены в одежде, которая приемлема в обществе.

(4) Женщины должны быть изображены реалистично, без гиперболизации тех или иных телесных форм и особенностей.

ПОМЕТКА – Эти правила должны неукоснительно соблюдаться не только в отношении содержания, но и в отношении обложек журналов комиксов.

Брак и взаимоотношения полов

(1) Развод не должен демонстрироваться с юмористической точки зрения, равно как и не должен представляться привлекательным.

(2) Запрещается изображать или намекать на незаконные половые отношения. Также неприемлемы сцены любовных отношений с элементами насилия.

(3) Должны воспитываться уважение к родителям, к моральным устоям, к честной жизни. Сочувствие и понимание в изображении любовных проблем – не повод допускать их болезненных искажений.

(4) Романтические истории должны подчеркивать значение семьи и святость института брака.

(5) Изображение страсти либо любовного интереса не должны вызывать низменных чувств и пробуждать животные инстинкты.

(6) Сцены совращения и изнасилования не должны быть показаны. На них также нельзя намекать.

(7) Изображение сексуальных извращений и намеки на них должны быть строжайше запрещены.

КОДЕКС ДЛЯ РЕКЛАМНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Эти регулирующие установления применимы ко всем журналам, выпускаемым членами «Comics Magazine Association of America, Inc». Здравый смысл и хороший вкус должны быть главенствующими критериями при приеме рекламных материалов.

(1) Реклама алкоголя и табачных изделий неприемлема.

(2) Реклама секс-услуг и книг о сексе неприемлема.

(3) Продажа и реклама открыток, плакатов, картин, «художественных набросков» и любых других репродукций, демонстрирующих обнаженные или полуобнаженные тела, строго запрещена.

(4) Реклама ножей либо реалистичных реплик огнестрельного оружия запрещена.

(5) Реклама пиротехники запрещена.

(6) Реклама предметов, служащих для азартных игр либо печатных материалов, связанных с азартными играми, не должна допускаться.

(7) Использование наготы с целью привлечения болезненного внимания, а также изображение обнаженных фигур в развратных позах не должно допускаться в рекламе. Изображения одетых людей также не должны вступать в конфликт с моральными нормами и хорошим вкусом.

(8) Настолько, насколько возможно, каждый издатель должен убеждаться в том, что вся информация, данная в рекламных материалах, соответствует действительности.

(9) Реклама лекарств, медицинских товаров и средств гигиены сомнительного происхождения не должна допускаться. Реклама лекарств, медицинских товаров и средств гигиены, одобренных Американской Медицинской Ассоциацией либо Американской Стоматологической Ассоциацией может быть размещена с тем условием, что ее содержание не противоречит остальным пунктам Рекламного Кодекса.

Алексей Волков

Теги: ,

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree