Дардевил: Рождённый заново

Июн 17, 2016 | Автор: Кирилл Кутузов | Темы: Из коллекции РГБМ

Сделать хороший комикс — это как выиграть у «однорукого бандита». Нужно, чтобы в одну линию выстроились три семёрки — хороший сценарист, хороший художник и (мы же говорим о многократно проклятом мире «корпоративных супергероев») хороший персонаж. Выбить такую комбинацию непросто, но книга, о которой пойдёт речь — «Дардевил. Рождённый заново» (Daredevil: Born again) — появилась как раз благодаря одной такой удаче.

Сценарист

Фрэнк Миллер (Frank Miller) в индустрию комиксов пришёл вовсе не по красной ковровой дорожке (её перед Миллером расстелили чуть позже). Сначала ранние графические опыты Фрэнка раскритиковал его кумир Нил Адамс, потом в поисках постоянной работы Фрэнку пришлось помыкаться по издательствам, рисуя малостраничные комиксы, и лишь спустя некоторое время Миллер переступил порог офиса MARVEL.


И Миллер такой молодой…

Юный Фрэнк, уже определившийся в своих художественных предпочтениях, был без сомнения отличным звёздным материалом, но он ещё умел слишком мало. Шеф-редактор MARVEL Джим Шутер (Jim Shooter) сам учил Миллера основным приёмам конструирования сюжета, разбирая с художником работы Джека Кирби (Jack Kirby).


Джим Шутер

Параллельно с учёбой Фрэнк рисовал комиксы второго и третьего ряда, чтобы набить руку. Одним из таких комиксов стал находящийся под угрозой закрытия журнал «Daredevil», посвящённый приключениям слепого адвоката-виджиланте в костюме чёртика.

Вот, кстати, и вторая наша «семёрка». Отвлечёмся ненадолго от писателя и скажем пару слов о персонаже.

Персонаж

Дардевил (или Сорвиголова — вопросы перевода здесь непринципиальны, на русском языке выходили комиксы с обоими вариантами) был придуман в середине шестидесятых Стэном Ли, Биллом Эвереттом и немножечко Джеком Кирби (он сам так сказал, так что делите на восемь) и должен был стать «ещё одним Человеком-Пауком», городским героем-акробатом. Персонажа никак нельзя было назвать самым популярным — он, как и, например, Люди-Икс, дожидался своего часа, сражаясь с бесчисленными противниками, ныне затерянными в веках. Главным чудом в судьбе ослепшего мальчишки, ставшего сверхчувствительным адвокатом, было вовсе не обретение им суперспособностей, а то, что журнал, посвящённый его похождениям, не закрыли в 1970-е. Он существовал не потому, что хорошо продавался, а потому, что к нему все просто привыкли. В конце семидесятых годов старый поднадоевший персонаж встретил молодого и голодного художника и был буквально рождён заново. Хотя, стоп. Это мы забегаем вперёд…


Слева – первый выпуск журнала Daredevil (1964).
Справа – схватка Сорвиголовы с Гладиатором (выпуск 1966 года).

Фрэнк Миллер, ещё работая с чужими сценариями, быстро понял, что «Дардевил» — это отличный шанс показать все свои сильные стороны. Наполнив страницы журнала нарочито мрачными нью-йоркскими архитектурными пейзажами, зловещей игрой света и тени, Миллер смог создать продукт, который, наконец, начал достойно продаваться. Рост продаж, соответственно, помог Шутеру отстоять журнал перед финансовым руководством издательства. Автор и персонаж вытащили друг друга из болота за волосы. Фрэнк, став не только художником, но и сценаристом серии, сделал из «Дардевила» криминальный комикс, в центре которого почти случайно оказался супергерой. Человек-без-страха идеально подошёл для этой задачи — в далёком 1964-ом году он вошёл в индустрию, разбивая морды обыкновенных переодетых бандитов и оставляя битвы с богами и чудовищами на долю Фантастической Четвёрки.

С Миллером было непросто работать, он легко переходил из стана MARVEL в «другую контору» и обратно, рисовал истории про ниндзя с Крисом Клэрмонтом и превращал Бэтмена в престарелую гору мышц. Но в середине восьмидесятых годов Миллер счёл нужным в очередной раз обратиться к персонажу, сделавшему его главным автором десятилетия. Рисовать Дардевила Миллеру было уже некогда — параллельно с комиксом о Мэтте Мёрдоке, из-за которого мы развернули этот исторический экскурс, должен был стартовать культовый авторский «The Dark Knight Returns». И тогда художником «Born Again» стал Дэвид Мазукелли (David Mazzucchelli), наша заключительная «великолепная семёрка».


Форзацы «Daredevil: Born Again» работы Мазукелли

Художник

Дэвид достался Миллеру «по наследству» — он рисовал для «Daredevil» истории Денни О’Нила как раз перед тем, как Миллеру приспичило вернуться. Так или иначе, заветное «777» сошлось, и из печати вышла лучшая-не лучшая, но уж точно самая известная история о Человеке-без-страха.


Дэвид Мазукелли (слева), Вудро Феникс и Брайан Болланд (1988 г.)

Авторы комикса по-своему аранжировали извечный сюжет о перерождении героя, сдобрив его яркими костюмами и христианскими мотивами. Истории Миллера вообще почти всегда самостоятельны и направлены внутрь, оттого у него и постоянные внутренние монологи, и продиктованные художнику визуальные метафоры.

«Born Again» — один из лучших кандидатов на роль «моего первого комикса про Дардевила» (да и «один из» — только потому, что правило «начинать всё с первого номера» ещё никто не отменял).

«Рождённого заново», изданного на русском языке в рамках «Ашет-коллекции», нужно обязательно прочитать не только потому, что он чертовски хорош. С его помощью можно почувствовать, насколько сильно разогнался бульдозер MARVEL к середине восьмидесятых — такие истории ещё пишутся, они выходят в регулярных сериях… Уже в 1987 году с бульдозера на ходу снимут гусеницы, и он начнёт своё стремительное и неконтролируемое движение в пропасть.

В Зале комиксов РГБМ вы можете взять:

Дардевил. Рождённый заново. Marvel. Официальная коллекция комиксов Вып. 20 — 2014 [Daredevil. Born again, сценарист Фрэнк Миллер, художник Дэвид Мазукелли, цвет — Кристи Шили и Ричмонд Льюис]. — Москва, ООО «Ашет Коллекция», 2014 г. — 192 стр. — ISSN 2304-9057 0020

Теги:

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree