Чтение в цифровом мире

Filed under Информационные технологии, Исследования, Молодежь, Новости

slon.ru/insights

Известный лингвист, специалист по развитию языка в интернет-среде,  профессор Американского университета в Вашингтоне  Naomi Baron является автором недавно опубликованной в США книги – «Words Onscreen: The Fate of Reading in a Digital World» (Слова на Экране: Судьба Чтения в Цифровом Мире)

За несколько лет  Baron  с коллегами в рамках социологического проекта опросили более трехсот студентов высших учебных заведений в США, Японии, Германии и Словакии,  пытаясь понять, меняется ли вместе с форматом чтения качественное содержание этого процесса.

Самое интересное в исследовании Baron – это анализ результатов опросов,  которые провели  нейробиологи и социальные психологи. Ученые из разных областей неожиданно пришли к близким выводам.

Специалисты, изучающие специфику работы мозга во время чтения,  сравнив приведенные данные с собственными выкладками, пришли к выводу, что электронные тексты воспринимаются человеком более контекстуально: если в обычной книге человек видит монолит,  упакованную информацию, которая не выходит за границу,  обозначенную авторами, то на экране любая информация (даже когда она без гиперссылок) перерабатывается мозгом как часть некоего мегатекста,  выходящего за рамки конкретного произведения.

​ У людей, приученных читать большие электронные тексты,   и приверженцев печатных изданий память работает по-разному.

Первые в результате чтения запоминают в большей степени общую поверхностную информацию,  вторые – более конкретную. Первые лучше погружаются в контекст,  вторые лучше вникают в конкретный сюжет. На практическом уровне это означает, что читать специализированную и сложную научную литературу лучше в бумажном виде,  а, например,  научно-популярный нон-фикшн в электронном.

Социопсихологи,  в свою очередь,  отметили,  что чтение с электронных носителей изменило само восприятие книги. Она потеряла целостность и все чаще воспринимается потребителем как набор фрагментов,  статей,  глав.


Post a Comment

Your email is never published nor shared. Required fields are marked *

*
*

Spam Protection by WP-SpamFree