Новости

Средневековые бестселлеры духовной литературы – в лекции М.Л. Хорькова

29 октября 2011 года день выдался хмурый и ветреный,  прохожие на улицах,   укутавшись в свои куртки и пальто, перемещались быстро – и, как мне показалось, с  одной целью: укрыться от непогоды в теплом местечке. Поэтому на открытую лекцию с впечатляющим названием «Нидерландская духовная литература и генезис Нового времени» идти очень не хотелось. Но в рамках нашего философского клуба открытая лекция проводилась впервые, поэтому, по долгу службы, я должна была присутствовать и оценить, насколько будет  данная тема интересна и понятна молодежной аудитории (и будет ли она интересна вообще). Тем более что обозначенная проблематика, по моему мнению, предполагала ОЧЕНЬ подготовленную аудиторию.

Так что явилась я в наш конференц-зал с тревожным предчувствием. Мероприятие началось вовремя, аудитория собралась достаточная (присутствовало около 30 человек) и…

Я (думаю, как и все присутствующие) «очнулась» в том же зале ровно через 2 часа, прослушав Михаила Львовича Хорькова – доцента кафедры истории философии РУДН – на одном дыхании. Это тот самый случай, когда совершенно неизвестная тебе тема становится захватывающе интересной, наполненной тайнами, загадочными личностями и  историческими подробностями.



В самом начале лекции наши подозрения были подтверждены: нидерландская литература – это мало изученная часть мировой литературы. И если средневековая литература, как выразился лектор, это «пасынок» во внушительном семействе исследовательских работ по данному отрезку европейской истории, то литература Нидерландов – это «пасынок» среди «пасынков». В большинстве европейских университетов  даже не найти специалистов по такой литературе, и многие исследователи средневековой культуры касаются этой темы косвенно – только если необходимо привести какие-то данные и факты в основном труде ученого. Таким образом,  это историческое литературное поле не пахано и таит в себе немало драгоценных кладов, которые ждут своих открывателей. И слушатели  лекции даже при  столь коротком прикосновении к этому историческому периоду, думаю, сделали для себя множество открытий (уж я – точно).

Одно из таких открытий – что произведения,  написанные средневековыми авторами – монахами в XII-XIII веках, читались на протяжение столетий – вплоть до века XVIII-го! – как бестселлер и уж безусловными хитами были в репертуаре чтения средневековых интеллектуалов (в качестве примера возьмём хоть труды Иоганна Рюйсбрука (1293–1381) – как ещё  его называли, «одинокого мистика»). Современные исследователи сейчас пытаются ответить на вопрос: почему эти писания столь высоко ценились на протяжении шести веков?.. Прямого ответа, конечно, нет.

Предположительно, столь живой отклик на труды нидерландских авторов был следствием того, что они в своих творениях обращались к двум основным темам, ориентируя своего читателя на интровертную мыслительную деятельность.

Нидерландские мистики и мыслители считали, что, погружаясь в собственную душу, человек открывает себя – и одновременно Бога, то есть познаёт истину. Ближайший путь к Богу – это путь внутрь себя. Но различие между Творцом и его творением должно быть обязательно! Исследуя себя, человек открывает не только добро и истину, но зло и мрак, которые есть и в глубинах его души и в мире. И, например, Рюйсбрук признавал, что постоянное самоисследование может помочь человеку спасти свою душу. Ничего себе, подумала я,  и такого уровня книги были в «мейнстриме» чтения образованной части средневекового общества! Какой камешек в огород представлений о «тёмном невежественном средневековье»!

Михаил Львович снабдил свою лекцию прекрасным видеорядом. Это были средневековые портреты упоминаемых им авторов  (Иоганна Рюйсбрука,  Герта Гроте, Иоганна де Вазия)  и  тогдашние иллюстрации к их творениям. Каждое изображение было прокомментировано лектором с толкованием  символов и знаков, использованных в изображениях – для нас эти аллегорические элементы непонятны, но они о многом могли рассказать средневековому читателю, рассматривавшему иллюстрации в рукописных книгах.

Рассказывая о книгах, М.Л. Хорьков не преминул упомянуть и тогдашние библиотеки – тема, лично мне очень интересная. Известно, что книги тогда были доступны далеко не всем, ввиду своей дороговизны, но, тем не менее, среди средневековой интеллектуальной элиты было престижно и общепринято собирать свои личные библиотечки, заказывая монастырям копии наиболее популярных и интересных из них. А отдельные даже готовы были платить за покупку редких книг (Иоганн де Вазия, например, известен тем, что был деканом одного из европейских университетов и часто прибегал к услугам книгопродавцов).

Удивительно и то, что философы, мистики, писатели того времени зачастую были уроженцами небольших деревушек, об их родителях почти не сохранилось сведений. В их биографиях просто сказано, что они в малолетнем возрасте были отданы в монастырь, где проживали и творили. Но прежде, чем начали писать о мире, человеке и Боге, понятно, что они долго и плодотворно учились! Как? Кто были их учителя? На ум пришла только фраза из песенки про вагантов: «…римляне и греки, сочинившие тома для библиотеки…».

Окончание лекции принесло лёгкое разочарование от того, что увлекательный рассказ уже не продолжить, а еще чувство – благодарности лектору, ставшему настоящим гидом по неизведанным землям мистической мысли Нидерландов.

Текст и фото – Наталья Балашова

Ссылки по теме: