Новости

О свежем воздухе поэзии и затхлости элитарного пиитства

Литературная жизнь нашей библиотеки многогранна, и каждая её грань сверкает своим особенным светом при очередном повороте обстоятельств. Одним из таких драгоценных отблесков была состоявшаяся 1 марта 2012 года встреча, посвящённая выходу очередного сборника поэзии «Воздух».

Вечер открыли поэты Дмитрий Кузьмин и Линор Горалик. Они рассказали о журнале, представили выступающих, а затем, как это принято говорить, модерировали мероприятие. Подробный фактографический отчёт о встрече размещён на сайте «Новая литературная карта России» и с ним уже можно ознакомиться. Думаю, нет нужды повторять тот отчёт. Но при этом хотелось бы поделиться некоторыми соображениями, которые были озвучены на встрече и показались мне весьма актуальными.

Что такое современная поэзия? Зачем в принципе нужно заниматься поэзией сегодня, когда у нас и так полно поэтов-классиков и, казалось бы, ничего нового уже и быть не может, кроме графомании? Да и почему это важно – встречаться и слушать чтение стихотворений «живьём»?


Поэзия – авангард живого слова, как бы пафосно это ни прозвучало. Пока есть люди, виртуозно владеющие родным языком, способные находить новые образы, чувствовать язык (умеющие «ощупывать мир словом», как охарактеризовала Л. Горалик  одну из участниц сборника), – тогда можно говорить, что у такого народа – носителя языка – есть будущее. В то же время безумно важно, чтобы поэта слышали. Но слышали не кабинетные исследователи, а обычные люди. Стихотворение, прочитанное автором, звучит совсем иначе и имеет более весомое значение для слушателя, чем оно же, просмотренное, например, на экране ноутбука. И это ключевой момент.

Современное литературное сообщество (как и все прочие сферы культуры в России) поражено страшным недугом. Эта болезнь – элитарность, преобразовавшаяся в собственный антипод – субкультурность. Поэты общаются на поэтических тусовках, знают друг друга, знают своих почитателей… и известность их не выходит за узкий круг знатоков и ценителей. «Человеку с улицы» пробиться в этот мирок сложно, да и о самой такой возможности он обычно не знает (равно, как и не задумывается, нужно ли ему это вообще). То же самое можно сказать и об отечественном театре, кино, живописи, которые нынче «варятся в собственном соку», оставаясь малопонятными обывателю.

Первого марта, на презентации очередного выпуска журнала «Воздух», Линор Горалик и Дмитрий Кузьмин не только читали и слушали своих коллег: они пытались «приблизить», растормошить слушателя, дать ему ключи к пониманию живого слова – сделать всё то, что невозможно устроить в интернете, где многие из нас предпочитают жить сегодня.



«…Я вытерла пыль, и пыль заткнулась…», «…натекла тишина, как вода в след от копыта…», «…переверни небо холодной стороной кверху, как подушку среди ночи»…

Иногда, чтобы услышать стихотворение, недостаточно просто прочесть его самому. Надо именно услышать, как читает его автор. Большая удача, что мне удалось побывать на этой встрече. Надеюсь, что это только начало общего процесса. И со временем все библиотеки России засверкают особым светом, вернув себе статус мест, где Искусство перестаёт быть элитарным или субкультурным, а становится понятным и нужным для нас, обычных людей.

Александр Кунин