Отчёт о последней в сезоне встрече киноклуба «Бардо»: опыт коллективной рецензии

Июн 5, 2012 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, События

Завершился очередной сезон в киноклубе Бардо.

Для итогового обсуждения был выбран фильм Гая Риччи «Револьвер» - и отнюдь не случайно. В этом фильме, как в магическом кристалле, сфокусировалась главная тема всех обсуждений предыдущих наших встреч, а именно – история пробуждения и освобождения души. Преломляясь через самые разнообразные режиссерские взгляды и трактовки, эта тема так или иначе отражалась в наших беседах.

Какова завязка истории?

Отсидев семилетний срок, Джейк Грин вышел на свободу. Семь лет назад Джейк влип в неприятную историю. По всему городу шли нелегальные азартные игры — игры без правил, полные опасности, но приносящие хороший доход. Организовывал и присматривал за этими играми преступный босс Мака и его люди. Накануне одной «большой игры», Мака потерял своего парня, и его люди, узнав о Джейке Грине, решили, что он сможет подойти на замену. Грин, выслушав предложение ребят Маки, отказался, но ребята не отступили и стали давить на брата Джека и его семью. Грин был вынужден сесть за карточный стол, чтобы брата с семьёй оставили в покое. Игру он выиграл. И с этого всё началось…

- «Револьвер» (Википедия)

Фильм «Револьвер» нестандартен и является совсем иным, нежели представляется на первый взгляд. Начинаясь как обычный боевик о человеке, вышедшем из «отсидки» и собравшемся отомстить своим обидчикам, фильм по ходу дела превращается во что-то такое, что не вписывается вообще ни в какие рамки. Рассказывающий о всевозможных разводках фильм сам во многом является разводкой.

Возможно, именно поэтому мнения зрителей диаметрально разделились: одни не приняли фильма, увидели в нем «киношизофрению» или «кидание режиссерских понтов», другие же, напротив, признали его безоговорочным шедевром, напрямую говорящим вещи, о которых не принято говорить.

Мы же постарались отбросить все предвзятые суждения и, как это принято в нашем клубе, погрузиться в киноповествование «здесь-и-сейчас» – и посмотреть, какое действие фильм окажет на нас. С чем мы войдем в него, и с чем выйдем?

Попробую вкратце передать те мнения, которые прозвучали в нашем клубе после просмотра (из них, как мне кажется, можно выстроить картину общего настроения):

- И в чем мораль?.. Уголовников невозможно изменить. Никогда уголовник не сможет стать простым смертным.

- Философия фильма мне понятна, но форма вызывает отторжение. Зачем всё это насилие? Все эти убийства?

- Как раз в агрессии и насилии вся «прелесть» фильма, и именно это цепляет – то, что форма здесь противоположна содержанию. На ту же тему можно было сочинить стихотворение, написать мелодию… но здесь интересно, то, что главная мысль излагается языком «истории про бандитов», приёмами криминальной драмы, боевика.

- Я смотрю этот фильм уже седьмой раз. На меня он действует до дрожи в теле, как стихотворение Цветаевой. Это как игра, в которую играешь всякий раз по-новому. Каждый раз я словно заново играю в шахматную партию: изначально известно, что белые победят, но для меня интересно, как они победят… И всякий раз меня поражают нюансы этой победы, взаимосвязи, которых я раньше не замечал.

- Мне понравилась в фильме «сборка одного события с разных сторон» – показано, как меняется смысл картинки в зависимости от взглядов разных людей в разное время.

- Они (персонажи Ави и Зак) поняли, что они как боги и теперь могут делать что хотят. Они-то знали кто он (Джейк) такой, а он не знал.

- В фильме показана борьба «негативного я» с «позитивным». В этом нет ничего необычного, такая борьба происходит в каждом человеке. Режиссёр решил идти на поводу у публики; раз публике нравится стрельба и насилие – вот вам стрельба и насилие!

- Герой никак не изменился, каким уголовником он был в начале, таким и остался.

- Что вы, изменение, которое произошло с героем – единственное изменение, которое в принципе может реально произойти с человеком. Он может как угодно измениться внешне – изменить причёску, внешность, даже пол. Но всё это будет лишь сменой масок. В фильме же показана внутренняя трансформация человека, разотождестевление с внутренним голосом (чья главная разводка в том, что он заставил нас поверить – «он это мы»). Как говорится в фильме несколько раз: «Наш главный враг сидит внутри нашей головы, притворяется нашим лучшим другом, даже притворяется нами… Говорит, что нам делать, управляет всеми нашими поступками…» Осознать это – и есть главное изменение, которое может произойти с человеком.

- Показана не борьба «негативного» и «позитивного я», а победа над «я» вообще.

- Обратите внимание, когда герой освободился от внутреннего голоса в лифте, он не стал ни плохим, ни хорошим. Он стал собой. Возможно, потому, что он не стал хорошим, вам показалось, что он не изменился. Вы ожидали других изменений.

- Фильм показывает этапы умирания «эго». Герой умирает в фильме несколько раз. Вначале он падает с лестницы и ломает себе всё, что только можно. После такого падения невозможно выжить. Однако потом мы его видим живого и здорового. Следовательно, всё последующее можно воспринимать как странствия героя в загробном мире. Он совершает действия наперекор себе: наперекор своей алчности раздаёт свои деньги, наперекор своему самоуважению исполняет все приказания своих новых наставников. Наперекор своей гордости просит прощения у человека, засадившего его в тюрьму и т.д.

- И что это за странные два типа, проводящие эксперименты над главным героем? Может, это ангелы смерти, проводящие героя через чистилище? Выводящие из колеса санасары? Из вращающегося барабана револьвера?

Вот такие избранные места из нашей беседы. Несмотря на то, что восприятие фильма у участников клуба разнилось до противоположности, лично у меня, как у руководителя процесса, осталось ощущение гармоничной полноты, некоей сложившейся многоуровневой полифонической точки зрения. Наш общий взгляд на фильм словно бы расширился – каждый участник внёс в него что-то свое. Мы постарались увидеть его глазами друг друга. К финалу обсуждения мы как-то вместе пришли к выводу что герой умер окончательно… или окончательно пробудился. Такой вывод – вполне в духе участников клуба под названием «Бардо» (sapienti sat!). А в заключение встречи мы пришли к мысли поэкспериментировать с написанием по результатам встреч коллективных рецензий – что и пробуем осуществить в этом тексте. Вашему вниманию – два отзыва от участников встречи. А с вами мы прощаемся до осени, до начала нового сезона киновстреч. Следите за нашими объявлениями!


Litterarum radices amarae,fructus dukes sunt – Корень учения горек, но плод его сладок.
КЛУБничная Бардо-трапеза за просмотром фильма


Татьяна Николаева: Вот мои впечатления от просмотра. Само место – государственная библиотека с потрясающе современным интерьером и подходом к делу – уже навеяло впечатление нереальности, а с первых сэмплов саундтрека я начала погружаться в это ощущение ещё глубже. Все последующие сутки впечатления не отпускали меня, циклично накатываясь одно на другое, словно по ступенькам увлекая вниз, в бездны бессознательного, на долгожданную встречу с чем-то пугающим. Наверно, на самом дне этой бездны сидело моё эго, глупо похихикивая и нервически мигая маленькими глазками. Оно ждало, пока я спущусь к нему и попрощаюсь.
Но мне, естественно, ничего подобного сделать не удалось. Оно и сейчас сидит там, в этом сонном первобытном бульоне из чудовищ, и нервически мигает глазками. А зря. Я не спущусь. Мне страшно.
Чтобы пойти туда и сделать это нужна воля – такая, как у героя фильма «Револьвер», и такие же как у него – всевидящие и всезнающие – проводники.
Я очень благодарна возможности коллективного просмотра и обсуждения фильма, т.к. самостоятельно я бы на такое не решилась. Я бы не решилась ни хоть попытаться распутать сюжет, ни вникнуть в смысл… да и даже не начала бы смотреть это кино в одиночку. Но по мере обсуждения мои смутные, скорее образные и иррациональные впечатления от фильма начали приобретать более ясные очертания. Пожалуй, я посмотрю «Револьвер» ещё (как минимум один) раз. Надеюсь, будучи обогащённой теми наблюдениями, которыми поделились участники обсуждения, я смогу гораздо глубже понять смыслы, заложенные Гаем Риччи на многоэтажные стеллажи-лабиринты его многомерного кинопространства.


Сергей С.: Спасибо киноклубу «Бардо» за прекрасный вечер! Смотрели фильм «Револьвер». И хотя это был, наверное, седьмой раз для меня, было очень интересно и полезно услышать, что в этом глубоком творении Гая Ричи увидели другие участники, на что обратили внимание. В той или иной мере они добавили новых деталей, но ядро фильма многими было воспринято похожим образом. Ещё раз поразился, насколько ловко режиссер проводит зрителя от первых кадров до последних, постепенно погружая в такое видение внутреннего устройства человека и общества, которое, пожалуй, ни в одном кинотворении больше не встречается. Мне кажется, что этот фильм – пик творчества Гая Ричи, не только квинтэссенция его визуального и концептуального мастерства, но и самое главное – глубокий взгляд, которым он щедро делится с нами. Возможность заглянуть в самого себя, найти смелость увидеть в себе ту же двойственность, что одолевает героя фильма в начале истории – и через осознание победить главного врага, «прячущегося за нашей болью». Уникальный фильм и классное обсуждение! Алим, ребята, спасибо всем!


Обозрение подготовил
Алим Велитов

Теги:

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree