Как Муми-тролли спасались от конца света в 1947 году

мая 17, 2013 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, Из коллекции РГБМ

Одной из книг, чьё существование примиряет с комиксами даже самых взыскательных бабушек и самых придирчивых мам, несомненно является томик «Муми-тролль и конец света», переведённый на русский язык издательством «Бумкнига» в 2012 году.

В пятницу 3 октября 1947 года на странице «детского уголка» финской газеты «Ny Tid» («Новое время») появилась фигурка загадочного существа, похожего на бегемотика. Существо опиралось на чёрный зонт, как на тросточку и, нахмурив брови, предупреждающе вздымало над головой палец, указывая на крупную надпись: «ГРЯДЁТ КОНЕЦ СВЕТА! Невероятно захватывающая история с продолжением начинается с ПЯТНИЦЫ! Внимание! Запрещается читать совсем маленьким детям!». Так читатели газеты открыли для себя начало необыкновенного приключения Муми-троллей, беззаботно живших себе в Муми-долине, не подозревая о том, что из космоса к Земле приближается зловещая, невообразимо опасная Комета…

Если соблюдать историческую точность, первый муми-тролль (неопределённый кривоватый образ) появился на стенке летнего туалета семьи Янссонов. На картоне, которым был обклеен изнутри «домик уединения», дети – Туве, Пер Улоф и Ларс – с удовольствием оставляли друг другу послания, стишки и обменивались мнениями по поводу высказываний предыдущих посетителей. В некоем философском споре Пер Улоф внезапно процитировал Канта. Не найдя контраргументов, Туве накорябала под глубокомысленной фразой самое нелепое существо, какое только смогла вообразить и подписала «Вот тебе твой Кант!».


1920-е гг. Туве и Пер Улоф Янссоны с папой Виктором. До споров о Канте ещё далеко…

Дети росли, а рождённый в приступе вдохновения образ так и остался в памяти девочки. Имя своё он обрёл в хмуром предупреждении дядюшки Эйнара, у которого 15-летняя Туве Марика Янссон квартировала во время учёбы в стокгольмском Tekniska Skolan – художественно-промышленном училище. Дядя, заметив склонность племянницы к ночным вылазкам в кладовую с продуктами, медленно сказал ей однажды: «Берегись стерегущих запасы морозных мумитроллей. Слыхал я, стоит кому в неурочный час подойти к кладовой – и они бросаются к воришке, чтобы ледяным дыханием дунуть в шею и застудить ноги!».

Десять лет спустя, зимой 1939 года, когда СССР вступил с Финляндией в затяжной конфликт, переросший в Советско-финскую войну, Туве, по её собственным воспоминаниям, стало казаться, что всё вокруг меркнет, будто все цвета мира умирали, оставляя только белый снег, серое небо, чёрные деревья и леденящий безжалостный холод. Тогда-то вспомнились ей «морозные мумитролли», таящиеся у порога ночной кладовой. И захотелось написать сказку – добрую сказку, которая помогла бы отвлечься от окружающей безрадостной действительности.

Сказка называлась «Маленькие тролли и Большое наводнение» (Småtrollen och den stora översvämningen).

«Уже наполовину готовое повествование было забыто до 1945 года, когда неожиданно пришел один из моих друзей и сказал, что написанное мною, кажется, детская книжка; допиши, мол, ее до конца и проиллюстрируй, возможно, повесть напечатают. Мне казалось, что в заглавии непременно должен фигурировать муми-тролль и его поиски папы — по модели поисков капитана Гранта… но издательство непременно желало “Маленьких троллей”, чтобы читателям было понятнее».

Из воспоминаний Туве Янссон

Шведские и финские читатели – и взрослые, и маленькие – приняли семейство Муми-троллей с удовольствием. Но настоящий взлёт популярности этой милой семьи начался в 1946 году, когда была опубликована книга «В погоне за кометой» («Kometjakten»). В разгар обожания муми-троллей, весной 1947 года, к Туве Янссон обратился её давний друг, Атос Виртанен, главный редактор газеты «Ny Tid». В его газете в то время печатался иностранный комикс без слов, но Виртанену хотелось порадовать читателей знакомыми и полюбившимися им персонажами. Туве согласилась на сотрудничество и сразу же принялась за рисование (параллельно работая над третьей книгой о троллях – повестью «Шляпа волшебника»). Так и получилось, что с октября 1947 по апрель 1948 г. каждую пятницу читатели газеты «Ny Tid» следили за перипетиями путешествия Муми-тролля сотоварищи в обсерваторию Вест-Зюйд-Вест, где учёные астрономы рассказали бы, чего следует ожидать от приближения Кометы.

В 1940-х годах в Финляндии и Швеции комикс-стрипы публиковались только в развлекательных разделах газет и журналов (специализированные издания комиксов появились довольно поздно – первый финский комикс-журнал Sarjakuvalehti вышел только в 1949 году). Поэтому Туве имела лишь самое приблизительное представление о том, как следует создавать комиксы, но ничуть не смущалась этого. «…Многие понятия для меня были совсем незнакомыми, например – пузыри со словами героев. Каждый стрип назывался “История с продолжением. Продолжение следует”. Вместо реплик я писала небольшую историю под каждой картинкой». Кроме того, вместо стандартного в то время размера в 4-5 кадров, Туве выбрала формат 6-кадрового стрипа – благо, «Ny Tid» была широкополосной газетой. Кстати, именно этой особенностью продиктован формат издания от «Бумкниги» – узкая широкая книга в развороте очень удачно вмещает длинный оригинальный стрип на шведском языке (по 3 кадра на страницу) и расположенный ниже перевод на русский.


Комикс «Муми-тролль и конец света»: полный разворот русского издания

Четыре года спустя, в 1952 г., когда в Лондоне были опубликованы английские переводы повестей о муми-троллях, к Туве Янссон приехал с деловым предложением представитель газеты «Evening News», Чарльз Саттон. Он предложил ей заняться рисованием комиксов о муми-троллях профессионально – не по стрипу в неделю, а по стрипу ежедневно! В контракт сроком на 7 лет входила довольно щедрая оплата и предварительное месячное обучение в лондонской редакции на Флит-стрит. Не то в шутку, не то всерьёз Туве в одном из интервью 1984 года рассказала, что из предыдущих авторов-контрактников, работавших в той редакции, оказался в неврологическом санатории, а другой повесился, не выдержав сверхнапряжённого ритма. Как бы то ни было, отработав три года, Туве стала пользоваться помощью своего брата Ларса, который работал над сценарием, в то время как она рисовала. По истечении контракта продлевать его Туве отказалась. В конце «бумкниговского» издания опубликованы отрывки из мемуаров, интервью и высказывания о тех временах, принадлежащие как самой Туве Янссон, так и журналистке Хенрике Рингбом, культурологу Юхани Толванену (Juhani Tolvanen) и литературоведу Трюгве Сёдерлинг (Tryggve Söderling).

«…Комиксист может оказывать подспудное влияние на читателей изо дня в день на протяжении многих лет. Комиксу совсем не обязательно быть захватывающим, он может заставить человека задуматься и поразмышлять о чем-то совершенно новом. Комикс может испугать, утешить или придать новых сил, чтобы жить и действовать. Он может и вызвать раздражение, но, если поставить такую цель, он может многое изменить. Об этом легко забыть, если художник устал от всего и только считает годы до конца контракта…»

Из воспоминаний Туве Янссон

В 1956 году Туве переработала повесть «В погоне за кометой» («Kometjakten»). В новой редакции она стала называться «Муми-тролль в погоне за кометой» (Mumintrollet pa kometjakt). Очередная авторская редакция состоялась 1968 году, когда книга обрела окончательное название «Комета прилетает» (Kometen kommer). Исследователи, однако, отмечают, что самый первый комикс 1947-1948 года заметно отличался от книги в любой из её редакций, чем и драгоценно его издание в виде самостоятельной книжечки.

«…В муми-комиксе мы старались развивать те же идеи, что и в муми-книгах. На самом деле автор комикса берет на себя большую ответственность, и он должен это понимать. Подумай, как много людей читает комиксы. Например, тираж Evening News был восемь миллионов!»

Из воспоминаний Туве Янссон

Впоследствии, в 1958 году, Туве и Ларс вернулись к комиксу «Муми-тролль и комета», переработав его в соответсвии с новым уровнем обоюдного профессионализма, и итогом стала история продолжительность в 81 стрип – в противовес комиксу 40-х, уложившемуся в 26 стрипов. И всё же то – самое первое – издание имеет необъяснимую прелесть благодаря своему простодушию, детскому лукавству и мудрости и взрослой иронии, прочитывающейся за незамысловатым житием благодушных Муми-троллей, которые даже перед ликом надвигающейся Катастрофы способны проявлять чудеса кулинарного и инженерного искусства – вспомним торт Муми-мамы и необыкновенное изобретение Муми-папы, благодаря которому всё семейство благополучно пережило Ужасный Приход Кометы… Нет-нет, в грот они спрятались в книге. В комиксе всё было совсем по-другому. Хотите узнать, как? Добро пожаловать в Муми-долину образца 1947-1948!

Янссон, Туве (1914-2001). Муми-тролль и конец света: самый первый комикс Туве Янссон о муми-троллях, выходивший в 1947-1948 годах на страницах газеты Ny Tid / Туве Янссон; пер. со швед. Анны Сидоровой. – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Бумкнига, 2012. – 80 с.: илл. – Текст парал. на рус., швед. яз. – ISBN 978-5-9902108-0-6

Ссылки по теме

Олеся Шамарина

Теги: ,

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree