Неореализм в итальянском кино

Мар 6, 2014 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, События

Нетрудно заметить, что этот сезон в нашем киноклубе «Бардо» проходит под знаком Италии. Мы наслаждались миром феерических воспоминаний Феллини в «Аммаркорде», следили за «Разговором» Френсиса Форда Копполы, потом перекинули мостик к очарованному американским мифом Серджио Леоне. И вот теперь движемся ещё глубже к истокам течения неореализма. На встрече в феврале мы попытались исследовать эту тему. Приведу ключевые моменты нашего размышления.

Кино фиксирует видимую реальность, в наиболее близких ей формах, как никакое другое искусство, с минимальными искажения и трансформациями. Однако при этом кино выбивается из обычной реальности. Само по себе оно удивительно и фантастично. Показ фильма содержит в себе волшебство, перемещающее человека в другой мир. Это противоречие и заложило основу двух полюсов: тяготение к реальному и тяготение к фантастическому. В энергичном противоборстве этих двух полюсов и происходит развитие кинематографа на протяжении всей его истории.

Неореализм, как течение, возникшее в Италии в 1945-50-х годах, предложил пристально вглядеться в обычную, повседневную реальность, в бесхитростную жизнь самых простых людей. Словно дуновение свежего воздуха, неореализм вдохнул в экранную реальность новое измерение действительности.
Съемки на натуре, в естественных интерьерах, отказ от выдуманных сюжетов, анализ действительных социальных процессов, всё это необычайно цепляло и отражало дух времени.

Главный вопрос, поставленный на встрече, в чём же суть неореализма? Ведь реализм в искусстве и в кино присутствовал и раньше. В чём специфика именно итальянского неореализма? Ведь приставка «нео», подразумевает, что это некий новый виток реализма, открытие нового опыта и нового восприятия мира.

Почему именно в то время, сразу после освобождения Италии от фашизма, в той ситуации разрушенного старого мира в тяжелых условиях безработицы, голода, и, именно в том месте, в Италии, кинематографисты ощутили потребность обратить пристальное внимание к реальности?

Чтобы ощутить насколько серьёзен был подход неореалистов, мы зачитывали отрывки из статей писателя и сценариста (в том числе написавшего сценарий к «Похитителям велосипедов») Чезаре Дзаваттини, одного из ключевых идеологов течения. Вот, что он говорит:

«Несомненно, что первая и наиболее поверхностная реакция на повседневную действительность — скука.

До тех пор пока нам не удается преодолеть и победить свою умственную и душевную лень, действительность кажется нам лишенной всякого интереса.

Поэтому нечего удивляться, что в кино естественной и неминуемой необходимостью всегда считали наличие какой-нибудь «выдуманной истории», которую следует вставить в действительность, чтобы сделать ее захватывающей, «зрелищной».

Однако совершенно ясно, что это было своего рода бегством от действительности, как бы признанием того, что без помощи фантазии ничего нельзя создать.

Поэтому наиболее важным и новым в неореализме, мне кажется, было то, что он показал: необходимость выдумывать какую-нибудь «историю» была не чем иным, как бессознательной попыткой прикрыть наше человеческое поражение, а наше воображение, как мы им пользовались, служило лишь тому, чтобы мертвые схемы поставить выше, чем подлинные события жизни нашего общества. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается важнейшая характерная черта неореализма и самое ценное из того нового, что он принес.

Мы поняли, что окружающая нас действительность невероятно богата и нужно лишь уметь ее видеть, а также что задача художника не в том, чтобы заставлять человека возмущаться или умиляться выдуманными героями, а в том, чтобы заставить его размышлять (и, если хотите, также возмущаться и умиляться) о своих собственных поступках и о том, как поступают другие по отношению к нему самому, — в общем, задуматься над реальными фактами, такими, каковы они есть.
Я лично считаю это огромным достижением; хотел бы прийти к этому на много лет раньше, но я сделал это открытие лишь в конце войны. Речь идет об открытии морального порядка, о «голосе совести». Я наконец увидел окружающее и понял, что всякий уход от действительности означает предательство».

Вот так: ни больше, ни меньше: «отход от действительности – предательство»!

Мы посмотрели отрывки из программных фильмов неореализма «Рим – открытый город» Роберто Росселини и «Похитителей велосипедов» Витторио Де Сики.
Участники отметили, что, несмотря на декларируемую реалистичность, эти фильм пропитаны поэтическим чувством. И в то же время содержат в себе элементы детективного преследования, интриги, саспенса. То есть, как раз те самые сценарные трюки, которые неореалисты отрицали. При этом фильм прекрасны сами по себе и не утратили свою притягательной силы и по сей день.

Весь этот разговор был прелюдией к просмотру фильма Лукино Висконти «Одержимость» (1943)

Фильм пограничный во всех смыслах. Снятый на исходе правления Муссолини, на стыке эпох и стыке жанров, он соединил в себе дух американского «черного» кино и итальянского неореализма. Именно по поводу этой картины впервые был использован термин «неореализм». Монтажёр Марио Серандреи писал режиссёру: «Это кино особого рода, я такое вижу впервые и обозвал бы его неореализмом».

Участники клуба отметили, что фильм очень чувственно передает пространство настолько, что ощущаешь запахи, воздух итальянской провинции. Возможно, главное достоинство этого фильма в создании насыщенной живой среды, в которой происходит действие.
Вот как описывал итальянский режиссер Джузеппе Феррара: «До «Одержимости» наши улицы и города никогда не изображались с такой силой … так искусство, которое дотоле оставалось «бестелесным» даже в моменты наивысшего эмоционального напряжения, приобрело конкретность».

Возможно, в этот короткий период (уже к середине 50-х популярность неореализма начала сходить на нет) реальность открылась кинематографистам своей особой, непривычной стороной. Люди взглянули на окружающий мир новыми глазами. Будто бы господствующие доселе идеи мешали видеть мир таким, каким он есть.
К примеру, в Германии опыт первой мировой войны породил прямо противоположный подход к искусству – немецкий киноэкспрессионизм. Намеренный отход от реализма, гипертрофированные, искаженные формы, реальность больного сознания, охваченного безумием, экзальтированная игра актёров. Если экспрессионизм напоминает кошмарный сон, тогда неореализм близок пробуждению от кошмара.

Теги:

Один комментарий to “Неореализм в итальянском кино”

  1. Валерий:

    Неореазим — это то же, чем была в 19 веке «натуральная школа» в литературе.

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree