PIF Gaget: журналы в Зале комиксов РГБМ

Апр 18, 2014 | Автор: Центр рисованных историй РГБМ | Темы: Все публикации сайта, Из коллекции РГБМ

В коллекции комиксов РГБМ среди прочих сокровищ есть целая подборка журналов PIF Gaget, переданная в дар библиотеке одним из посетителей.

К сожалению, время не пощадило страниц и переплётов многих из них (популярнейший в своё время ПИФ зачитан в буквальном смысле до дыр!), поэтому на полку попали лишь самые крепкие экземпляры.

Те из вас, кто помнит советское детство, могут прийти поностальгировать над пожелтевшими страничками, а те, кто уже не застал расцвет «пифомании», возможно, заинтересуются, что за журнал заставлял замирать сердца их мам и пап (или даже бабушек и дедушек!).

В 1945 году, после окончания II Мировой войны, когда получили свободу выжившие в фашистских концлагерях заключённые, в числе прочих из концлагеря Маутхаузен вышел художник Хосе Сабреро Арналь (Jose Cabrero Arnal). Уроженец Барселоны, в немецкий плен он попал, спасаясь среди других беженцев от установившегося в Испании политического режима генерала Франко. После освобождения и недолгих скитаний в поисках заработка, Арналь, имевший уже опыт работы иллюстратора в испанской газете «KKO E Pocholo», сумел устроиться в парижскую газету французских коммунистов «Юманите» («L’Humanite»). Подрядившись рисовать для газеты ежедневный мини-комикс, Арналь предложил в качестве героя симпатичного буро-жёлтого Пёсика (Le Petit Chien).


Хосе Арналь и его Пёсик

В то же время во Франции издавался журнал «Юный Патриот» (Le Jeune Patriote), начинавшийся в 1942 году как серия размноженных на мимеографе агитационно-информативных листков. Иллюстрировавшийся карикатурами и плакатными зарисовками, «Юный патриот» в военные годы рассказывал о деятельности французского движения Сопротивления, о подвигах партизанов-маки (maquis) и полковника Фабьена, и призывал молодёжь к посильной борьбе против немецких захватчиков. После окончания войны «Юный патриот» был реорганизован и получил новое название – «Vaillant le Jeune Patriote, le journal des jeunes le plus captivant», то есть «Отважный юный патриот: самый захватывающий журнал для тех, кто молод» (в дальнейшем название сократилось до просто «Отважный: самый захватывающий журнал»; мы же для краткости будем далее называть его «Вайан» – «Отважный», Vaillant).


Le Jeune Patriote: от листка на мимеографе до полноцветной газеты

Арналь тем временем обживался на страницах «Юманите»: у Пёсика появились родственники – Дядюшка (Tonton), Тётушка (Tata) и племянник Дуду (Doudou).

В 1946 году Арналь начинает сотрудничество с новоиспечённым «Вайаном» и в соавторстве с Жако Николау (Jacques Nicolaou) создаёт для них двух новых персонажей – медвежонка Пласида и лисёнка Мюзо. Серия «Aventures de Placid et Muzo» пользуется успехом, хоть и не столь бурным, как истории о Пифе и Эркюле. C того же года из-под заголовка «Вайана» исчезает красовавшаяся там пометка о патронаже UJFR – республиканского Союза молодёжи Франции (à l’Union de la jeunesse républicaine de France). Милитаризированная тематика постепенно сходит на нет, и журнал превращается в мирное издание, ориентированное в первую очередь на подростков и молодых людей. Арналь покидает социалистически настроенную политизированную редакцию «Юманите» и начинает работать с «Вайаном»; приключения Пифа в «Юманите» продолжает рисовать Роже Мас (Roger Masmonteil).

В 1952 году, в аккурат под Рождество, Пёсик окончательно перебирается на страницы «Вайана» и наконец-то получает имя, под которым становится известен во всём мире – Пиф (Pif, буквально – «нос»). Это происходит в 397-м выпуске «Вайана», а в 398-м номере на страницах журнала впервые появляется «заклятый друг» Пифа – хулиганистый кот Эркюль (Hercule). Начинается долгая эпопея совместной дружбы-вражды, продлившаяся сорок лет…


Эпизод «Fraveur» из выпуска «PIF Gaget #0224″: история о том, как Эркюль напугал Пифа, а Пиф попытался в ответ напугать Эркюля. Полагая, что всё это проделки приятеля, Эркюль не пугается ни грабителя, ни скелета, интересующегося, где тут ближайшее кладбище. По крайней мере, весь ужас ситуации кот понимает с некоторым запаздыванием. И в конце концов Пифу таки удаётся взять реванш…

Пиф и Эркюль были не единственными героями «Вайана» – кроме них в журнале публиковались рисованные истории о привиденьице Артуре, об уже упоминавшихся Пласиде и Мюзо, о покорителе фронтира Тедди Теде и его друге – индейце Чёрное Крыло, о тигрёнке Лео, о юном пирате Сюрплюфе, о лихом авантюристе Фанфане-Тюльпане и о первобытном воине Рахане, о каратисте и человеколюбце докторе Жюстисе, и о многих-многих других замечательных героях.

Но всё же самой большой любовью пользовались Пиф и Эркюль. И в феврале 1969 года свершается удивительная вещь: 1239-й выпуск «Вайана» выходит под названием «PIF Gaget №1″. Так бывшая революционная листовка превратилась в гуманистический журнал, в котором, помимо рисованных историй, конкурсов, развлекательных игр и познавательных статей, теперь имелось специальное дополнение – к каждому выпуску отныне прилагался какой-нибудь гаджет, причём первоначально нельзя было узнать, что же это такое – журнал продумывался так, чтобы вложение шло внутри и оставалось сюрпризом вплоть до того, как журнал откроешь. Так, к первому выпуску обновлённого издания прилагались «чудесные солнцезащитные очки» из прессованого плексигласового листа. Не забывайте – на тот момент это было настоящее чудо! Это сегодня никого не удивишь коллекционными журналами с прилагающимися куклами, фигурками, минералами, машинками или солдатиками. А в те времена хитрые маркетинговые ходы типа «издание+сюрприз внутри» только набирали популярность, и обкатка этих хитростей проходила, конечно же, на детях! :) После того, как «чудо-очки» произвели среди французской детворы настоящий фурор, опыт моментально переняли издатели других детских журналов – немецких «YPS Mit Gimmick» и «Micky Maus Magazin», а также французского «Picsou Magazine».


Тот, кто провёл в клетке слишком много времени,
на свободе чувствует себя уже некомфортно…

В дальнейшем к «PIF Gaget» прилагались всевозможные бумажные, картонные и пластиковые конструкторы, вроде мини-мотоцикла, фонариков на солнечных батареях, карточек для настольных игр, кулонов-подвесок со «всамделишными» когтями доисторических тигров, калейдоскопов, очков для 3D-просмотра комиксов в спецвыпуске (да-да, самых настоящих 3D комиксов! – этот выпуск, кстати, в Зале комиксов имеется) и прочих милых детскому сердцу удивительных штуковин. Самих штуковин мы вам не обещаем, но вот то, что вы почувствуете себя французским анфаном, упоённо разглядывающим великолепные истории лучших художников – гарантируем!


О нет! Красавицу похитили злодеи!.. Не бойтесь, Фанфан-Тюльпан спешит на помощь!

Благодаря героическому прошлому журнала «Вайан», Советский Союз снисходительно относился к выпускам с историями о буро-жёлтом пёсике, не преследуя за его распространение так рьяно как за другие «капиталистические выдумки». И советским детям периодически попадали в руки «Пифы», весьма стимулировавшие детскую любознательность в сторону изучения иноземного французского. До сих пор в интернете встречаются радостные заметки того или иного блогера, наткнувшегося на просторах Сети на сканы журнала и испытавшего приступ неподдельного, Того Самого Счастья из времён, когда Деревья были большими, Жвачка – чудесным сокровищем, а Пиф – Самым Захватывающим Журналом для тех, кто юн и отважен…

Олеся Шамарина

Теги: ,

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree