Кальвин и Хоббс: лучшие друзья мальчишек

Июн 20, 2014 | Автор: Олеся Шамарина | Темы: Из коллекции РГБМ

В 1980 году молодой и подающий надежды выпускник Кеньон-колледжа в Огайо, Билли Уоттерсон, получив степень политологии, вышел за порог альма-матер и, вместе с закрытой за собой дверью, решительно закрыл эту страницу своей возможной карьеры. Спасибо папе – работнику патентного бюро – на мир строгих костюмов и неукоснительно соблюдающихся графиков Билли насмотрелся вдоволь, и тяги к какой бы то ни было кабинетной работе на мифическое «благо общества» он не испытывал. Больше по душе ему было существование свободного художника!

Амбициозного молодого человека сразу же благожелательно приняла под своё крыло газета «The Cincinnati Post». В редакции юноше предложили рисовать для ежедневных выпусков политические карикатуры на злобу дня. Где-то к середине испытательного шестимесячного срока Билли не выдержал и контракт свой разорвал. Это было совсем не то, чего жаждала его душа.

Хочешь не хочешь, а подрабатывать чем-то надо. Билли начинает заниматься тем, что сейчас назвали бы «дизайном рекламных объявлений» – придумывать завлекательные рисунки и броские шрифты, которые предназначались исключительно для того, чтобы оповестить читателя о появлении нового чудодейственного крема после бритья или о новых условиях выдачи кредита под невероятно низкие проценты. Занятие это Уоттерсон считал ненавистным и унизительным – зато оно приносило хоть и скромный, но постоянный доход.

Дабы утешить истерзанную прозаизмом бытия душу, Билли принялся придумывать собственных героев и настойчиво предлагать истории с их участием в разные газеты. Первым был робот с пропеллером на голове; он же стал и первым отвергнутым персонажем Уотерсона. Затем последовал второй отказ, третий, четвёртый… И только седьмая попытка – стрип о шестилетнем мальчике и его тигре – внезапно заинтересовала издателей.

Так появились на свет Кельвин и Гоббс (Calvin & Hobbes). Случилось это 18 ноября 1985 года.


- Па, привет! Я иду проверить свою ловушку для тигра! Вчера я оставил в ней бутерброд с тунцом, так что сейчас тигр наверняка уже попался! – Тигры любят тунца, вот как, значит? – Да тигры НА ЧТО УГОДНО пойдут ради бутерброда с тунцом! – О, мы просто стремительно глупеем, завидя его… *чям-ням-ням* [самый первый стрип о Кельвине и Гоббсе, 1985]

Истории о шестилетнем мальчике Кельвине, обладающем словарным запасом, достойным лучшего выпускника колледжа, и о Гоббсе – говорящем тигре, который то ли плюшевая игрушка, то ли воображаемый друг, совершенно очаровали публику. В лице Били Уоттерсона пресс-группа «Universal Press Syndicate» получила ещё одного удачливого старателя на Клондайке комиксов – на той самой делянке ежедневных стрипов, где, между прочим, полновластно царили уже такие гиганты как «Нэнси» Эрни Бушмиллера («Nancy» by Ernie Bushmiller), «Гарфилд» Джима Дэвиса («Garfield» by Jim Davis) и «В печали и в радости» Линн Джонстон («For Better or For Worse» by Lynn Johnston).


Билл Уоттерсон, 1986 г. Фото © AP Photo/The Plain Dealer, C.H. Pete Copeland

Счастливая звезда Билла Уоттерсона взошла стремительно и сияла добрый десяток лет – популярность комиксов о Кельвине и Гоббсе росла с каждым выпуском. На пике славы стрипы о парочке шебутных друзей печатали 2400 газет на самых разных языках мира!


- А этой ночью монстры под моей кроватью есть? – Неа, нету. Ни одного.  – Ну а если бы они БЫЛИ, то насколько большие? – Совсем маленькие. Спи давай. – МААААААААМ!!!!

Невзирая на то, что с монстрами под кроватью у Кельвина периодически случаются не самые приятные разговоры, днём он – сама рассудительность и воплощённое здравомыслие.

Так, играя в песочнице вместо того, чтобы выполнить домашнее задание – написать рассказ – Кельвин рассуждает: «Открыть творческий поток – это тебе не кран повернуть. Нужен соотвествующий настрой». Усаживающийся рядом Гоббс интересуется: «И что же это за настрой?». Ответ исчерпывающе лаконичен: «Паника в последний момент». (Знакомо, не правда ли?)

И вместе с тем Кельвин – самый обычный хулиганистый мальчишка. Фантазия его порой обгоняет даже его интеллект, причём с лёгкостью Ахиллеса, оставляющего за спиной шеренги черепах. Ему вполне может прийти в голову идея соорудить из картонной коробки машину времени и полететь на пару часов вперёд, чтобы забрать у себя-будущего рассказ, который, как он уверен, непременно напишет, поскольку он-который-час-назад рассказа так и не написал, зачитавшись комиксами, но ведь рассказ-то должен быть написан! Или, как вам, например, идея жертвовать в больницы для переливания все сопли, которые высмаркиваешь?.. Бред, говорите… А он ведь уже и баночку приготовил… А революционная мысль о том, что учёные с их унылой зашоренностью не способны придумать достойных названий явлениям, поэтому стоит пролоббировать закон о переименованиях, дабы, скажем, создание Вселенной называлось не «Большой взрыв» (невыразительно же!), а звалось «СВЕРХУЖАСНЫЙ КОСМОТРАМБАБАХ!!!». В этом случае «тираннозавр» отныне звался бы «Свирепоярый Мощножуткий Смертоящер». Согласитесь, звучит?

В своих фантазиях Кельвин может стать кем угодно – от пилота самолёта до злостной грязной мухи, от астронавта и супергероя до Председателя клуба М.О.Щ.Ч., борющегося со зловредными девчонками типа соседки Сьюзи путём забрасывания оных водяными бомбочками!


Фанарт на приключения Кельвина и Гоббса

И вместе с тем Кельвин – самый обычный хулиганистый мальчишка. (Да-да, об этом уже сказано, но вдруг вы ещё не прониклись?). Просто хулиганистость его такого рода, что на вопрос «Пап, откуда берутся дети? Правда ли, что аист оставляет их запелёнутыми на ступеньке?» папа задумчиво отвечает Кельвину: «В большинстве случаев да. Но ТЕБЯ бесцеремонно сбросил в каминную трубу огромный волосатый птеродактиль. И это многое объясняет, правда?».

В общем, Кельвин – это достойный последователь жизненных принципов Тома Сойера и Эмиля из Леннеберги. За это его и полюбили тысячи читателей.

Официально было выпущено 18 книг, собранных из стрипов об этой парочке! И их переиздают снова и снова, как истинную классику, чья свежесть с годами не меркнет. Эти истории с упоением читают дети от 8 до 12 лет, и с неменьшим удовольствием – их родители, ещё слишком хорошо помнящие о процессе подрастания собственных чад.

Веселье кончилось 9 ноября 1995 года, когда главный редактор получил от Билла Уоттерсона открытку, в которой тот вежливо, но непреклонно дал понять, что рассказал о Кельвине и Гоббсе всё, что хотел, и работать над этой серией больше не намерен. Последний стрип серии был опубликован 31 декабря 1995 года, и с тех пор Уоттерсон ни разу не нарушил своего обещания и не нарисовал ни единой картинки. Творец отпустил Кельвина и Гоббса в их отдельную жизнь, и, как полагается всякому творцу, умыл руки. И то сказать: 10 лет совместной жизни – срок, достаточный для того, чтобы научить самостоятельности.


Прощальная открытка Билла Уоттерсона, присланная редактору
с объявлением о прекращении работы над серией Calvin & Hobbes.

Читатели приняли этот шаг с печалью, но ведь у них самих всё равно осталась возможность продолжать отдавать дань уважения любимым героям детства и юности.


Истинные поклонники комиксов привносят их и в жизнь своих детей!


… и рисуют юмористический фанарт…


… представляют, какими Кельвин и Гоббс могли бы вырасти…


… совершенно точно знают, какими они ВЫРОСЛИ…


…и продолжают всем сердцем любить их такими, какие они есть!

На русский язык комиксы о Кельвине и Гоббсе публиковались в «Классном Журнале» с 1999 года, а в 2013 году издательство Zangavar перевело целую отдельную книгу – «The Days Are Just Packed» (1993 года выпуска). В зангаваровском переводе имена героев звучат чуточку по-другому – Кальвин и Хоббс, что вызвало некоторый недовольный бубнёж по форумам давних поклонников серии (но в конечном счёте прав тот, за кем последнее слово, не так ли?). Итогом работы издательства стала крупноформатная книга «Все дни забиты до предела» – в мягкой обложке, на плотной бумаге, как с чёрно-белыми ежедневными, так и с цветными «воскресными» выпусками стрипов.

Если вы ещё не решили, стоит ли приобрести эту совершенно замечательную книгу в подарок себе или ребёнку – приходите к нам, в Зал комиксов, и почитайте её совершенно бесплатно!

В Зале художественной литературы и искусства РГБМ можно взять:

Билл Уоттерсон. Кальвин и Хоббс: Все дни забиты до предела: пер. с англ. Ирины Громовой. – Москва, Издательство Zangavar, 2013. – 176 стр.
ISBN 978-5-904662-09-7

Олеся Шамарина

Теги: ,

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree