Принц Вэлиант: героический эпос в форме графической новеллы

Июл 2, 2014 | Автор: Алексей Волков | Темы: Все публикации сайта, Из коллекции РГБМ

«Принц Вэлиант во времена Короля Артура» (Prince Valiant in the Days of King Arthur) – это, наверное, один из самых особенных приключенческих стрипов, когда-либо выходивших на страницах американских газет.

Он одинаково близок и далёк к другим знаменитым героям последних полос американских газет: Тарзану, Баку Роджерсу, Фантому и Мандрейку-волшебнику. Приключения принца Вэлианта – это своеобразный «Флэш Гордон в декорациях артурианы», напоминающей империю Хайборию из цикла произведений Роберта Ирвина Говарда о Конане.

Начнем с того, что даже с появлением комиксных журналов в 30-е гг., отдельные стрипы не утратили ни капли своей актуальности для читателей – по одной простой причине: журнал надо было ещё поискать в окрестных магазинчиках, куда его могли и не привезти, а газета – вот она, поставляется к дверям прямо к утреннему кофе! Персонажи стрипов принадлежали крупным газетным синдикатам, что гарантировало появление популярных героев во всех уголках Америки, а заодно и за границей, особенно в Швеции. Мандрейк-волшебник, к примеру, упоминается у Астрид Линдгрен в «Калле Блюмквисте», а о степени известности (в своё время) Фантома говорит хотя бы долгое существование в шведском зоопарке Parken Zoo развлекательного сегмента, посвященного этому Призраку-Который-Ходит.

«Отцом» принца Вэлианта стал Гарольд «Гэл» Рудольф Фостер (Harold Rudolf Foster, или Hal Foster), американец канадского происхождения, в 1928 году начавший работу над одним из первых приключенческих стрипов – адаптацией книг Эдгара Берроуза о Тарзане.


«Тарзан» Фостера послужил образцом для всех героических комиксов. Слева – оригинальный стрип из серии о Тарзане, справа – фигурка Бэтмена, готового спикировать на злодеев.

В 1937 году, устав от подобной работы, Фостер решил сделать нечто свое, оригинальное. Никаких проблем с тем, «куда это своё пристроить» не было – Уильм Херст, знаменитый газетный магнат, настолько сильно хотел, чтобы на страницах принадлежащих ему изданий были стрипы Фостера, что предложил тому просто потрясающие по тем временам условия – 50% от прибыли за стрип. (Правда, по другой версии идея рыцарских комикс-приключений принадлежала редакторам Херста, а работу над ними сперва предлагали легендарному иллюстратору Норману Рокуэллу.)


Фостер за работой

Идея использовать материал рыцарских романов как основу для комикса кажется привлекательной и лёгкой в исполнении только на первый взгляд. Реплики героев выглядели бы чересчур громоздко в привычных «пузырях», а неспешное эпическое развитие событий, утяжелённое многократными повторениями, слабо вяжется с комиксной динамичностью. Самыми знаменитыми работами, в которых авторам удалось приспособить артуриану к формату комиксов, по сей день являются «Камелот 3000» (Camelot 3000) и «Принц Вэлиант»; и если в первом действие предусмотрительно перенесено в далёкое будущее, то Гэл Фостер вполне справился с задачей изобразить раннее Средневековье.

Первые приключения Вэлианта носили характер преимущественно фантастический, но со временем приобрели позицию своеобразной «альтернативной истории»: принц начинает принимать участие в событиях, реально засвидетельствованных летописцами. Разумеется, эти комиксы нельзя назвать именно историческими – Фостер допускал множество несоответствий с описываемым временем (разумеется, ради большей увлекательности и… эпичности). «Принц Вэлиант» – это именно что героический эпос в форме рыцарского романа, воплощённый в графическом повествовании.

Постепенно Рыцарь с Поющим мечом стал неотъемлемой частью американской культуры, персонажем фильмов, мультсериала и многочисленных упоминаний где только можно (вспомним хотя бы Эдди Вэлианта из кинофильма «Кто подставил кролика Роджера?» и принца Валиума из комедии «Космические яйца» блистательного Мэла Брукса).


Короткий сюжетный ход из «Принца Вэлианта» вдохновил Джека Кирби
на создание нового героя для Вселенной DC

Газетные приключения принца переиздавались множеством издательств, а теперь и русскоязычный читатель сможет оценить их по достоинству. Издательство Zangavar выпустило первый том похождений Вэлианта в роскошном оформлении. Приходите в библиотеку и ознакомьтесь со знаменитым графическим повествованием, которое экс-король Великобритании Эдуард VIII назвал «величайшим вкладом в английскую литературу за последние сто лет».

В Зале комиксов РГБМ вы можете взять:

Фостер, Гарольд. «Принц Вэлиант во времена короля Артура», том 1: 1937- 1938. – Пер. с англ. В. Кулагина-Ярцева. – М., Zangavar, 2013 г. – 104 стр.

ISBN 978-5-904662-08-0

Алексей Волков

Теги: ,

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree