Реалии и фантастика начала 1990-х

Июл 1, 2014 | Автор: Олеся Шамарина | Темы: Все публикации сайта, Из коллекции РГБМ

При желании в комиксах, о которых сегодня пойдёт речь, можно усмотреть любопытные закономерности и подспудно манифестированные идеи. При правильном подходе они многое расскажут об интересном типаже героя советских/российских комиксов – типажу этому так и не суждено было развиться, увы; он скончался, так и не выйдя из зародышевого состояния (его же судьба в литературе, анимации и кинопроизводстве сложилась куда счастливее). Эта подборка книг из фондов Зала комиксов РГБМ – особая. И при подготовке к обзору она навела на довольно серьёзные размышления. Судьбы художников неразрывно связаны с судьбой страны, и исторические реалии глубоко влияют на выбор сюжетов и героев. Предлагаю вашему вниманию ряд фактов о событиях и книгах – интересно, какая картина мира сложится у вас при поднесении друг к другу зеркал реального и вымышленного мира.

Прошу любить и жаловать: нынешние испытуемые – «Реаниматор», «Андрей Брюс, агент Космофлота» и «Максим». Комиксы, создававшиеся в период с 1989 по 1993 годы. А чем эти годы отмечены в отечественной истории?

Большая атмосферная историческая справка

…В ноябре 1988 года Эстонская Советская Социалистическая Республика, входившая в состав СССР с 1940 года, провозгласила суверенитет. Это была первая костяшка домино. То, что последовало дальше, получило название «парад суверенитетов»: бывшие союзные республики одна за другой «швыряли на стол партбилеты» и хлопали дверью.


Страница из «Букваря» 1980-х гг.

Одним из факторов, ускорившим процесс «брожения идей», стала заявленная в 1987 году Михаилом Горбачёвым (на тот момент Председателем Верховного Совета СССР) политика гласности, имевшая куда более негативные, чем задумывалось, последствия: резко возросла информированность населения обо всём, о чём «по прежним понятиям» полагалось бы умалчивать.

Информационный вал было уже не остановить. Помимо «перегибов на местах» вскрывались последствия войны в Афганистане, подробности техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС, межэтнического конфликта в Нагорно-Карабахской автономной области (и введения войск в Степанакерт), правда об антисоветских демонстрациях в Тбилиси и армянских погромах в Баку, о межнациональных столкновениях в Фергане, о протесте Литовской ССР против аннексии и оккупации в 1940 году государств Балтии, о вводе войск в Осетию во избежание войны между нею и Грузией, и в Таджикистан для недопущения конфликта на этнической почве…


Травин В. «Я вас в Афганистан не посылал…» (плакат) // «Держать оборону / Ты должен, солдат! / Огонь равнодушья / Открыл бюрократ.» (Стихи Еф.Ефимовского). – Серия: Боевой карандаш. – M.: Художник РСФСР, 1980-е гг. 1 л.с. 33 х 44 см.

Империя, поглотившая слишком многое, не в силах была полученное удержать. Советский Союз трещал по швам и бурлил, как выпирающая из кадки опара.

Председатель Верховного Совета СССР Михаил Горбачёв попал в весьма незавидное положение. Пытаясь балансировать между борьбой с партийной номенклатурой и недопущением окончательного развала существующего строя, он пытался по сути усидеть между двумя стульями. Идея о выдаче суверенитета и преобразовании Союза ССР в Союз Суверенных Государств изначально принадлежала именно ему, но на выходе получилось совершенно не то, на что он рассчитывал.


Плакат «Перестройка», 1980-е гг.

Республики заявляли свои права на суверенитет, а получив его – требовали и полной независимости. Вслед за Эстонией о праве на суверенитет заявили Литовская ССР, Латвийская, Азербайджанская, Грузинская… и РСФСР, Председателем Верховного Совета которой, в мае 1990 года, после ожесточённой выборной борьбы стал Борис Ельцин.

В марте 1991 года состоялся Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на котором 77,85 % граждан советских республик высказались ЗА сохранение Союза (каковой итог, благодаря хитрой формулировке вопроса, вполне мог засчитываться и как высказывание ПРОТИВ).


Агитационная листовка и бюллетень Референдума 1991 года

По итогам того же референдума был введён пост президента РСФСР – и на этот пост в июне 1991 г. был избран Борис Ельцин. (Практически через пару дней, в том же июне, РСФСР и заявила о своём суверенитете, что вообще выглядело достаточно абсурдно, поскольку сам СССР в своё время создавался вокруг РСФСР как самой крупной и мощной республики. Мнение граждан, высказавшихся на референдуме никто учитывать, понятное дело, не стал, и выскальзывание РСФСР из-под фундамента Союза возымело эффект выдернутого из-под башни кубиков самого нижнего кубика: сохранность союза отныне становилась пустым мечтаньем).


Шествие по Садовому кольцу, 1990. Фото из архива Б.Беленкина, Е.Струковой

Некоторое время Горбачёв и Ельцин были противниками на политической арене. Оба побывали Председателями Верховных Советов колоссальных государственных образований, оба стали Президентами – понятно, что такая ситуация долго сохраняться не могла. В июле Ельцин издаёт Указ № 14 от 20.07.1991 (т. н. «указ о департизации»), запрещающий деятельность политических объединений в органах исполнительной власти РСФСР и входящих в неё республик, в исполнительных комитетах Советов народных депутатов всех уровней, в государственных учреждениях, организациях, концернах и на предприятиях, расположенных на территории РСФСР, независимо от их подчинённости. Тем самым коммунистическая партия, ставшая символом всего замшелого и инертного, официально теряет свою позицию властной структуры на территории РСФСР (но при этом сохраняет свои полномочия на территории республик, которые по-прежнему под эгидой СССР). Для тех, кто имел «антипартийный образ мышления» яснее ясного стало, за кем следовать в новое будущее. Большинство же, хоть и было согласно, что происходящее вокруг в целом плохо и «так жить нельзя», считало при этом, что «оба хуже» и желало возвращения «старых добрых времён».


Митинг на Красной площади, организованный движениями «Трудовая Москва»
и «Союз рабочих» (7 ноября 1991 года)

Чем закончилась игра престолов для этих двух лидеров, мы уже знаем. В августе 1991 года в Москве, столице СССР и РСФСР, происходит путч ГКЧП. Президента СССР Михаила Горбачёва, пытаются отстранить от власти, а Президент РСФСР Борис Ельцин выступает в его защиту. После этого красивого хода, когда ГКЧП был уже отыгран и убран, Б. Ельцин в присутствии М. Горбачёва подписывает указ о приостановлении действия Коммунистической партии Российской СФСР (КП РСФСР) как структурной части КПСС на территории РСФСР. В ноябре 1991 года указом Президента РСФСР Бориса Ельцина КПСС и КПРСФСР были запрещены вообще на территории России.

8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Республика Беларусь) встретились высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик – Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис (РСФСР), Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич (Белоруссия), Леонид Кравчук и Витольд Фокин (Украина). В обстановке строгой секретности было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное в СМИ как Беловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности.

Помните, откуда тихий голос за кадром? «Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую в земле, ощущаю в воздухе. Многое из того, что было, ушло, и не осталось тех, кто помнит об этом…»

Эпоха уходила, и это чувствовали уже многие. Группа «Scorpions», впервые побывавшая в Москве в 1988 году, услышала в происходящем собственную музыку революции. Песня Клауса Майне «Wind of change» («Ветер перемен») была написана под впечатлением от того визита в Москву, и от фестиваля «Moscow Peace Festival» 1989 года – года, когда была разрушена Берлинская стена. Эта песня сразу же стала хитом и воспринималась как гимн Перестройки, гласности и окончания холодной войны, как символ разрушения границ и веры в будущее, как символ мира.

Что ж, те, кто застал все эти перемены в сознательном возрасте, вспомнили уже достаточно; а те, кто был тогда совсем ребёнком или только «намечался в проекте», надеюсь, хотя бы приблизительно представили себе тогдашнюю атмосферу слома старого – и охватившее многих опьяняющее ощущение того, что теперь всё будет по-новому, и гораздо лучше! Ведь Фродо всё-таки дошёл до Ородруина! О том, что ему ещё предстоит поддаться Последнему Искушению Кольцом, в 1991 году ещё мало кто догадывался. А хватит ли ему сил сбросить с себя Голлума, неизвестно и по сей момент. Что ж, понаблюдаем.

Реаниматор (1992)

Художники, чьи работы вошли в сборник комиксов «Реаниматор», выпущенный в 1992 году в Москве, очень хорошо знали, с чего начинается Родина. Не просто с картинки в Букваре. А с берущей за душу истории. С яркого образа.

Запрещённая в СССР литература, доселе сочившаяся сквозь «железный занавес» потаёнными струйками самиздата, фотокопий и перепечаток, понеслась через страну настоящим селевым потоком, в котором достаточно было и мути, и неудобоваримых булыжников – но зато середь бурунов катились и настоящие бриллианты.

Сборник творческой студии «КОМ» – замечательный сплав взвихренной «ветром перемен» литературы и добротной крепкой графики. В него вошли пять новелл, над которыми работали Илья Воронин («Долгая ночь» и «Абсолютное оружие»), Алексей Межевич («Паутина») и Аскольд Акишин («Пещера» и «Реаниматор»).

«Долгая ночь» – мрачная социальная притча, уместившаяся в три страницы история падения тирана, свергнутого собственным сыном и ищущего укрытия у одного из тех, кого когда-то жестоко преследовал. Как выясняется в итоге, даже если милосердное прощение даровано, внутренняя тьма без истинного покаяния всё равно берёт верх…

«Паутина» – неожиданно нравоучительная зарисовка, скрывающаяся под маской жестокой страшилки о вторжении гигантских пауков на космический корабль.

«Пещера» (по мотивам рассказа Р.Четвинд-Хэйеса) – меланхоличный и леденящий кровь рассказ о заплутавшей в корнуэльских болотах семейной паре. После встречи с загадочной старухой главный герой переживает преображение не хуже Лестера Найгарда из коэновского «Фарго» образца 2014 года.

«Абсолютное оружие» (по мотивам рассказа Р.Шекли) – психологический этюд о трёх авантюристах, в поисках богатства наткнувшихся на марсианский клад. Но, как и полагается истинному сокровищу, оберегается древняя заначка опаснейшими стражами – Вероломством и Жадностью. И есть ещё один охранник – Абсолютное Оружие…

«Реаниматор» (по мотивам рассказа Г.Гаррисона «Наконец-то правдивая история Франкенштейна») – пронырливый журналист Дэн Брим узнаёт в балаганном фокуснике Виктора Франкенштейна, сына ТОГО САМОГО доктора. Желая раскрыть секрет создания искусственного человека, Брим втирается в доверие к Виктору и узнаёт всё интересующее, что называется «из первых рук». Вот только секрет приходится ему совсем не по нраву…

Андрей Брюс, агент Космофлота (1993)

В 1984 году в 8-м номере журнала «Химия и жизнь» была опубликована первая часть новой фантастической повести Кира Булычёва «Агент КФ». История агента Космофлота Андрея Брюса, отстранённого от должности и скрывшегося от воспоминаний на пустынной планетке Пэ-У, пришлась читателям весьма по вкусу. Ведь для Брюса, занявшегося мирным и скучным трудом по оформлению редких на планете торговых кораблей, полной неожиданностью становится череда стремительных и странных происшествий, начавшихся практически одновременно с приземлением в космопорту корабля его давнего приятеля, капитана Якубаускаса. Агенту приходится очень быстро вспомнить навыки выживания в экстремальных ситуациях!


Титульные страницы выпусков «Агента КФ» в журнале «Химия и жизнь» (## 8-12’1984)

Агент КФ / Кир Булычев; [Ил. Г. Басыров] // Химия и жизнь. — 1984. — № 8. — С. 84-92; № 9. — С. 84-92; № 10. — С. 84-92; № 11. — С. 86-93; № 12. — С. 108-119.

Одной истории об отважном агенте и писателю и читателям показалось мало. В журнале «Юность» (№ 5’1987) появляется вторая повесть о Брюсе – «Подземелье ведьм». Успех она имела неменьший – и даже была экранизирована в 1990 году на Киностудии им. М.Горького. Кинолента «Подземелье ведьм» стала дебютом на большом экране недавнего выпускника режиссерского факультета ВГИКа Юрия Мороза; роль Брюса исполнил переживавший тогда пик звёздной славы Сергей Жигунов, «главный гардемарин страны». Ради фильма он остриг романтические кудри и накачал довольно суровую мышечную массу.


Календарь-плакат кинофильма «Подземелье ведьм» (1992)

Именно образ Брюса, созданный Сергеем Жигуновым для кинофильма, стал в сознании любителей фантастики «каноничным» – и потому использовался художником Петром Северцовым, когда тот начал работать над комиксом «Андрей Брюс, агент Космофлота».

Максим. Звёздный Патруль: Заражение (2013)

Тесен круг избранных, а потому, когда художник Александр Ерёмин, с 1989 по 1992 год рисовавший серию комиксов о космодесантнике Максиме, решил наконец издать её в твёрдом переплёте, дорога привела его в аккурат «в маленькую контору, издавшую великолепный комикс «Агент Космофлота»» (подробнее см. статью Александр Ерёмин: Будущее комиксов в России — маленькие тиражи и процветающее любительство). В то время Александр работал художником-аниматором на съёмках таких примечательных научно-фантастических и космически-приключенческих мультфильмов как «Вампиры Геоны» (1991) и «Хозяева Геоны» (1992), а также «Амба» (1994). К сожалению, и частную «конторку», занявшуюся было комиксами в постсоветском пространстве, и вполне себе государственную студию «Мульттелефильм» от творческого объединения «Экран», где Ерёмин работал, быстро смело тем самым «ветром перемен», который открывал одни двери и тут же захлопывал другие. Только в 1998 году серию о Максиме удалось пристроить в журнал «Навигатор игрового мира», с каждым выпуском которого читатели отныне могли следить за перипетиями расследования Максимом странной эпидемии на колонизируемой планете Джэнивел.

И лишь в 2013 году, разобравшись с правами и возможностями, художник наконец смог взять своё детище в руки, упакованным в твёрдый переплёт, на отличной глянцевой бумаге. Естественно, что качество сильно отразилось на стоимости. Если «Реаниматор» и «Андрей Брюс…», изданные куда «демократичнее» и на остаточных мощностях советской типографии, были выпущены тысячными тиражами, то в стране победившего капитализма на личные сбережения автор смог порадовать читателей всего сотней экземпляров.

И «Реаниматор», и «Андрей Брюс», и «Максим» – первые и последние BD-формата комиксы советской эпохи; в них ещё действуют герои, в родословной которых – авантюристы и благородные рыцари космоса из рассказов и романов Ефремова, Азимова, Шекли, Стругацких, Лема, Булычёва… У них в анамнезе советская романтика пыльных тропинок далёких планет, потрясающие воображение тайны межпространственных трасс и гиперпрыжки нуль-транспортировки. И, конечно, по-американски азартный мордобой с врагом один на один. И любовь самых симпатичных героинь. Честные и чуть наивные в своей серьёзности комиксы для мальчишек ушедшей эпохи – солнечный ветер унёс их теперь слишком далеко от орбиты нашей скучной земли.

В Зале комиксов РГБМ вы можете почитать:

  • Реаниматор: комиксы. – Сост. С. Капранов. – Издательство «Фотофильм», 1992. Тираж 30.000 – ISBN 5-87072-021-4
  • Северцов П., Булычёв К. Андрей Брюс, агент Космофлота: комикс. – М.: ООО АВЛАД, 1993. Тираж 100.000 – 55 стр. – ISBN 5-87512-021-5
  • Ерёмин А. Максим. Звёздный Патруль: Заражение / Александр Ерёмин / м5студия / Москва: 2013, 58 стр., ил. – Тираж 100 экз.
  • Олеся Шамарина

    Теги: , ,

    Оставить комментарий

    Spam Protection by WP-SpamFree