«Четвёртая стена»: о том, как зарождалась американская комикс-индустрия

Сен 25, 2014 | Автор: Алексей Волков | Темы: Все публикации сайта, События

20 сентября в Комикс-Центре состоялась первая встреча нового клуба «Четвертая стена», посвящённого истории американского комикса. Алексей Волков и Кирилл Кутузов, администраторы сообщества Old Komix, рассказали посетителям мероприятия о зарождении индустрии рисованных историй в США.

Когда ставится вопрос о формировании массовой культуры как таковой, этот процесс обыкновенно связывают исключительно с Америкой, забывая, каким успехом во всём мире пользовались, например, в начале века британский шпион-аристократ сэр Перси Блейкни, скрывавшийся под прозвищем Алый Первоцвет, или французский злобный гений преступного мира Фантомас. Запросы нового общества, сформировавшегося под влиянием Первой Мировой войны и потока европейской приключенческой литературы и кинематографа, привели к оформлению эстетики американского комикса.


Европейские герои начала XX века: Алый Первоцвет (1905) и Фантомас (1911)

Вместе с администраторами Old Komix посетители прошли путь от прото-комиксов и продукции синдиката Уильяма Хёрста (William Hearst) до первых журналов «Famous Funnies» и «Detective Comics». Неизбежными были сравнения рынка комиксов в Америке конца 1930-х годов, этой эпохи поиска, – и современного положения дел с рисованными историями в России.

Алексей и Кирилл рассказали, каким образом газетные стрипы отделились от журнальных комиксов, и почему в Великую Депрессию смогла родиться новая форма развлечения, которой, между прочим, пришлось выдержать жестокую конкуренцию с новейшими чудесами техники – радиопередачами и звуковым кинематографом. Кстати, весьма важным фактором, повлиявшим на развитие комикс-индустрии, стал переход от традиционного чтения вслух к чтению про себя.

Повышенный интерес аудитории вызвал пересказ сюжетов бульварных романов начала века и героических стрипов о Флэше Гордоне, предвосхищающих карнавальность будущей супергероики. Посетители удивлялись аморфному образу Тени (The Shadow) и изобретательности авторов Фантомаса, узнавая, как работала «кухня» бульварной литературы, изобретенная французскими романистами XIX века и доведенная до абсурдных форм к тридцатым годам прошлого века.

После обсуждения вопроса о том, чем же нынешняя ситуация с отечественными изданиями напоминает ситуацию в США времен Великой Депрессии, в лучших традициях детектива своё инкогнито раскрыл присутствовавший на лекции глава Воронежского Комикс-Клуба Дмитрий Дьяконский. Он поделился с аудиторией своими впечатлениями о встрече нового клуба, и рассказал о грядущей антологии комиксов, рожденной силами Old Komix и художников из Москвы, Воронежа, Саратова и Харькова; кроме того, Дмитрий продемонстрировав несколько оригинальных артов из этого сборника.

Следующая встреча – «Герой рабочего класса: Супермен и Золотой век комиксов США» – состоится 25 октября в 18:00. На ней будет подробнее рассказано об оставшемся неосвещённым жанре вестерна и об истории первого национального супергероя. Для большей вовлечённости в запланированное обсуждение будущим посетителям было предложено прочитать историю о Супермене из первого номера «Action Comics» (имеется в Центре Комиксов в составе книги «A Smithsonian Book of Comic-Book Comics»).

Ищите на полках Зала комиксов РГБМ «A Smithsonian Book of Comic-Book Comics»

Martin T. Williams, J. Michael Barrier. A Smithsonian Book of Comic-Book Comics. – Harry N Abrams, 1982. – 352 стр. – ISBN 978-0810906969

Алексей Волков

Теги:

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree