«Четвёртая стена»: о Бэтмене и его художниках

Ноя 27, 2014 | Автор: Алексей Волков | Темы: Все публикации сайта, События

Третья встреча клуба «Четвертая стена» состоялась 22 ноября в зале Центра комиксов. Алексей Волков и Кирилл Кутузов, администраторы сообщества Old Komix, рассказали посетителям мероприятия о взаимоотношениях авторов ранних американских комикс-журналов с редакциями, читателями, собратьями по перу и карандашу. Обрамляющей была история создания Бэтмена.

В наше время авторы комиксов известны своим читателям – их фотографии публикуются в профильной прессе, сами они охотно посещают разного рода конвенции, фестивали и автограф-сессии. В конце тридцатых – начале сороковых годов прошлого века дела обстояло совершенно иначе. Хорошо, что мы живём в нынешние времена, и у нас, благодаря Интернету, есть уникальная возможность заочно познакомиться с людьми, которые в своё время были настоящими властителями дум тысяч американских подростков.

Принято считать, что бесчестный художник Боб Кейн вовсю эксплуатировал писателя Билла Фингера в процессе создания Бэтмена. Заслуги же Гарднера Фокса (кстати, автора куда более плодовитого и работоспособного, нежели Фингер) обыкновенно упускаются из виду. Между тем вклад Фокса – автора полутора тысяч (!) сценариев для одних только DC Comics – в раннюю историю Бэтмена коллосален.

Если Фингер и Кейн просто копировали визуальные образы фильма «Знак Зорро», книги о Тени (Shadow) и находки Хэла Фостера, то при Фоксе в «бэт-саге» появились и бэт-гаджеты, и истории с продолжением (а не работа по принципу «один выпуск – один злодей»), и прочие элементы, сделавшие Бэтмена по-настоящему оригинальным и запоминающимся героем.

Производство одного журнала комиксов было трудоёмким процессом (и не всегда система сверки макетов и редактуры работала как часы: например, в первых выпусках приключений героя зовут то «Batman», то «Bat-man»). Само имя Боба Кейна стало брендом ничуть не меньшим, чем эмблема Бэтмена. По издательской политике тех лет, все истории шли в печать под его именем, а имена истинных авторов были раскрыты намного позже.

К 1940 году образ оформился окончательно. У Бэтмена появился напарник  – мальчишка-акробат Робин (сперва использовавшийся как второстепенная почти безликая фигура, исключительно для функциональных целей повествования, как Ватсон при Холмсе), затем человек-летучая мышь обзавёлся целым пантеоном эксцентричных запоминающихся врагов. Обо всех этапах усложнения образа на лекции 22 ноября было рассказано кратко, но ёмко, и те, кто впервые услышал о легендарном герое, имели возможность убедиться, что фанаты по всему миру любят героя в суровой маске не просто так: над формированием этой любви трудилась целая плеяда талантливых авторов.

Согласно итогам лекции, главной находкой жанра стал, конечно, сам принцип построения историй, на долгие годы ставший эталонным для американских приключенческих комиксов.

Алексей Волков

Также по теме

Теги:

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree