Ноябрьская встреча комикс-клуба

Дек 1, 2014 | Автор: Алим Велитов | Темы: Все публикации сайта, События

Центральным событием нашей ноябрьской встречи оказался разговор о двух новых книгах – «Логикомиксе» Апостолоса Доксиадиса & Христоса Пападимитриу и «Отсрочке» Жана-Пьера Жибра. В гостях у нас были: Юрий Шипков (главный редактор издательства «Карьера Пресс»), культуролог Дарья Дмитриева, математик Игорь Артёмов, и наш друг, переводчик с французского и эксперт по европейским комиксам, Михаил Хачатуров. Встреча с художницей Алёной Камышевской, в связи с её простудой, была перенесена до лучших времён.

Юрий Шипков рассказал о том, что их издательство занимается в основном литературой нон-фикшн и к комиксам обратилось, «чтобы разбавить графическим дополнением сухое содержание». Первым опытом «разбавления» была провокационная «Книга Бытия» Роберта Крамба – в ней известный андерграундный художник представил библейские события как историческую реальность. А теперь вот вышло сразу две новые книги.

Юрий Шипков

«Логикомикс» рассказывает историю поисков истины логических оснований математики, и делает это через реальную жизнь философа Бертрана Рассела. Он жил в переломное время: две мировые войны, патриотические настроения против пацифизма, конфликт Англии и Германии… В те годы многие философы оказались по разные стороны баррикад. Противоборство идей Рассела, Витгенштейна, Гёделя, бурная жизнь научного сообщества, полная споров и разных толкований… Работа над книгой потребовала от авторов серьёзного анализа первоисточников – философских трудов; в ней обильно используются «раскавыченные цитаты». По сути, «Логикомикс» – компендиум знаний, компактно рассматривающий основные парадигмы философии начала XX века, в которых заложен огромный заряд смысла. Серьёзные вещи говорятся афористическим языком.

В некотором смысле можно говорить о том, что «Логикомикс» создаёт новый жанр – и сразу задаёт ему очень высокую планку, которую сложно взять повторно. Книга настолько многослойна, что её можно перевести хоть два или три раза – всякий раз с новыми смысловыми акцентами. Весь тираж оказался удивительно быстро распродан – книга взволновала как любителей комиксов, так и людей науки. В настоящее время, сообщил Юрий, готовится допечатка, где исправлены небольшие «косяки» первого издания.

К разговору присоединились культуролог Дарья Дмитриева и Игорь Артемов – математик, занимающийся как раз темой обнаружившегося в начале XX в. кризиса поиска оснований в математике.

Дарья рассказала, что «Логикомикс» – просто подарок для многих читателей, которые испытывают радость узнавания. Это словно бы рассказ о ком-то знакомом с неожиданной точки зрения. В книге Доксиадиса и Пападимитриу материал подаётся совершенно иначе, нежели в других комиксах, просто пересказывающих философские идеи – этот комикс обладает фантастической способностью оживлять. Сила воображения здесь встречается с визуальным образом. Интересен сам опыт прочтения этой книги: мы отслеживаем две линии, историю Рассела и историю о том, как создавался комикс о нём. Все части сходятся, всё работает. Комикс раскрывает философские идеи через конкретную историю людей – и через то, как эти идеи воспринимаются сейчас современными людьми, которые уже пережили обе мировые войны, холокост, постмодернистский тотальный отказ от поиска истины или способов сделать всех счастливыми и т.д.

В дальнейшей беседе Дарьи и Игоря затрагивался, в частности, вопрос: а что такое философия? Сколько человек – столько мнений. «Любовь к мудрости», «наука о мышлении», «делание простого сложным»… Комикс берёт за основу идею, что философия неотделима от тех личностей, которые становятся «проводниками» – через них, как ток, проходят некоторые мысли. Философия – история идей, развивающаяся на протяжении всей истории человечества. Это как большой ковёр, в который каждый следующий философ вплетает свой узор, становящийся частью общего рисунка. Только в тот момент ты можешь достигнуть истины, когда твоя жизнь становится твоей философией. Жизнь, страсти, житейские проблемы, жизненные вопросы – неотделимы от той философии, которую исповедует человек.

В «Логикомиксе» как раз и показан «главный мотор», то есть то, ради чего вообще человек может заниматься математикой и философией. Книжка волшебным образом позволяет вжиться в ту эпоху, в этого человека, она возвращает интерес к определенным темам, которые в наши дни отошли на второй план. Получается, комикс создаёт эффект присутствия, вовлекая тебя в размышления в процессе чтения – он требует сотворчества, в отличие от кино, которое потребляешь более пассивно.

(Мне же комикс показался интересен тем, что показывает, как сама жизнь иронично подсмеивается над главным героем, задумавшим при помощи логики раскрыть её логические основания. В комиксе мы видим взаимодействие реальной «живой» жизни и отвлечённых теоретических построений, которые человеческий ум пытается на неё накинуть. – Прим. авт.)

Когда затем пошёл разговор об «Отсрочке» Жана-Пьера Жибра («Le Sursis», Gean-Pierre Gibrat), Миша Хачатуров напомнил, что в 2011 году новая команда культурного отдела Французского культурного института приняла решение развивать сферу комиксов. Первым в рамках этой программы в качестве участника был приглашён Жан-Пьер Жибра. Он выступал с мастер-классом в Центре комиксов РГБМ. Была очень тёплая встреча, много народу. Тогда и появилась идея перевести на русский язык «Отсрочку» – первую полностью самостоятельную работу автора. Жибра, создавая историю, прекрасно знал времена и обстоятельства, о которых шла речь, поскольку сам родом с юга Франции.

«Отсрочка» – это история Жюльена, молодого человека, которого весной 1943 года забирают из оккупированной Франции на принудительные работы в Германию. Юноше удается спрыгнуть с поезда и сбежать, а через пару станций поезд попадает под бомбёжку авиации стран-союзников. Бумажник Жюльена, в котором находились и его документы, ещё до побега стащил какой-то карманник; документы, найденные в разбомбленном поезде, убедили власти, что Жюльена официально можно считать погибшим. Весь год с весны 1943-го по весну 1944-го главный герой отсиживается в заколоченном доме арестованного учителя, выходя добыть еды и прогуляться лишь по ночам, и отслеживая происходящее в городке. Эта история вместе с «Полётом ворона» (Le Vol du corbeau) сделала Жибра мировой знаменитостью. В настоящее время Жан-Пьер – один из самых успешных авторов среди здравствующих художников, оригиналы его работ на аукционах продаются за 70 тысяч евро.

В рамках завершающей вечер лекции об исторических комиксах, Михаил Хачатуров рассказал о формировании этого жанра в среде европейских художников, об издательстве Glenat, специализирующемся именно в этой области, и традиционно «раскрыл тему» через три серии – «Алле-Оп» Винсента Гамлина («Alley Oop», Vincent Thomas Hamlin), «Рахан», хорошо знакомый нам по журналу «Пиф» («Rahan», Jean-François Lecureux) и «Возраст разума» Матье Бонома («L’Âge de raison», Matthieu Bonhomme), который, кстати, тоже был у нас в гостях.

И напоследок – вашему вниманию комиксы, созданные слушателями в ходе вечера.

Алим Велитов

Теги:

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree