О нелёгком пути «Хранителей» к всемирной славе

Фев 2, 2015 | Автор: Алексей Волков | Темы: Все публикации сайта, События

Вечером 24 января состоялась очередная встреча клуба «Четвёртая стена». Если предыдущие собрания следовали истории американского комикса хронологически, то эта «скакнула» на сорок лет вперёд: обсуждался знаменитый комикс Алана Мура и Дейва Гиббонса «Хранители». Своим соображениями с гостями клуба делились ведущий Алексей Волков и гость Кирилл Кутузов, администраторы сообщества «Old Komix».

Разговор начался с предпосылок и причин создания «Хранителей». Первым объектом рассмотрения стала история издательства «Charlton» (почему – станет ясно позже!).

В 1931 году предприимчивый итальянский эмигрант Джон Сантанджело-старший (John Santangelo, Sr.) наладил выпуск журналов с текстами популярных песен. Бизнес оказался весьма прибыльным, если бы не одно «но»: славный потомок древних римлян в гробу видал манеру цацкаться с какими-то там авторскими правами — за что и получил год тюрьмы. В тюрьме Джон знакомится с пронырливым юристом по имени Эдвард Леви (Edward Levy), и, выйдя «на свободу с чистой совестью», берётся с ним на пару за легальный бизнес, издавая всё те же музыкальные журналы. Издательский бизнес во времена Великой Депрессии был золотой жилой, и уже к концу десятилетия Сантанджело и Леви обзавелись печатной фабрикой, а в 1940 году организовали «T.W.O. Charles Company» (в честь сыновей, которых у партнеров по бизнесу звали одинаково), позднее переименованную в «Charlton Publications».

Издательство базировалось в Дерби, штат Коннектикут. Свой первый комикс они выпустили в 1945 году. Это была вовсе не популярная патриотическая супергероика, и даже не crime-комиксы. Издатели пошли по дорожке, проторенной за десять лет до этого, и начали с «периодики о забавных животных».

Журнал «Zoo Funnies #101», поступивший на прилавки первой послевоенной осенью под эгидой подразделения «Children Comics Publishing», положил начало одной из самых идиотских традиций «Charlton» — труднообъяснимой нумерации выпусков. Главным девизом предприятия, спланированного двумя пройдохами в тюрьме, была экономия. Работающие на них авторы получали самые маленькие в индустрии гонорары, зато обязанностями были нагружены по полной. Самым большим плюсом в этой ситуации стало то, что, благодаря текучке кадров, «Charlton» давали многим молодым авторам «путевку в жизнь», а иногда и просто какие-никакие средства для людей, ставших в индустрии изгоями.

В Серебряный Век комиксов «Charlton» вступили, имея в загашнике минимальное количество собственных супергероев: были у них Жёлтый Жакет (Yellowjacket; не имел ничего общего с марвеловским), мужеподобная Охотница Диана (Diana the Huntress), недолговечные герои опального Джерри Сигела (создателя Супермена!) — Мистер Мускулы (Mr. Muscles) и Дитя Природы (Nature Boy; первый журнал о нём носил гордый номер «три», но на последовавшем номере «пять» и закончился) да обладающая сверхъестественными способностями Загадочная Заза (Zaza the Mystic), цыганка-предсказательница (появлялась в десятом и одиннадцатом номере одноименного журнала; больше номеров не выходило). Начиная с 1960 года супергерои посыпались со страниц изданий «Charlton», как из рога изобилия: Капитан Атом (Captain Atom), Сын Вулкана (Son of Vulcan), Вопрос (The Question), Миротворец (The Peacemaker), Американский Орёл (American Eagle), Дзюдомейстер (Judomaster), Громобой (Thunderbolt)…

Большая часть этих парней была «симметричным ответом» на появление популярных героев других издательств. Но, к примеру, Громобой был переработанным вариантом блиставшего в Золотом Веке Сорвиголовы (Daredevil), права на которого не удалось приобрести создателю Громобоя, Питу Мориси. Такая вот запутанная история у героя, ставшего прообразом Озимандии (Ozymandias) из «Хранителей» Алана Мура…

Другими приоритетными направлениями в период Серебряного Века для «Charlton» стали военные комиксы и лицензированная продукция по мотивам популярных мультфильмов. Среди огромного количества тайтлов о бравых парнях в касках и с пулеметами особенно выделяются их тайтлы «Fightin’ Air Force», «Fightin’ Army», «Fightin’ Marines» и «Fightin’ Navy» (чувствуете глубину креатива?). На ниве мультфильмов «Charlton» разжились сверхпопулярными персонажами Hanna-Barbera, а также правами на издание журналов комиксов об уже легендарных на тот момент героях стрипов «King Features Syndicate»: о Флэше Гордоне (Flash Gordon), моряке Попае (Popeye), Фантоме (The Phantom) и Блонди (Blondie).


Издательство закончило свой путь в семидесятые по анекдотической причине: купленное еще в сороковых типографское оборудование износилось, а на покупку нового прибылей не хватало. В результате права на героев «Charlton» были проданы «DC».

После рассказа о весёлой и грустной истории издательства «Charlton» был сделан краткий экскурс в историю английского комикса вообще, и в частности — рассказано о еженедельнике «2000 AD», публикуясь в котором, добились признания Мур и Гиббонс. Черты будущих «Хранителей» явственно проступают в коротких историях Мура «Future Shocks», а тема человека-божества — в «Marvelman», публиковавшемся в антологии «Warrior» наравне с более известным комиксом того же сценариста — «V for Vendetta».


Так авторам американских комиксов 1978, 1979 и 1980 года представлялось
восхитительное и опасное будущее 2000-х годов…

Карьерный лифт привёл Мура в издательство «DC». Став одним из самых заметных авторов благодаря работе над серией «Болотная Тварь» («Swamp Thing»), он вместе с Дейвом Гиббонсом собирался сделать историю с персонажами «Charlton». Но, поскольку будущий комикс предполагал достаточно вольное обращение с судьбами героев (особенно в смысле их умерщвления), то персонажи (не самые, надо сказать, оригинальные) были существенно переработаны… Так в мир пришли те, кого мы знаем теперь как «Хранителей».


Алан Мур и Дейв Гиббонс: …а славу пополам.

Дальнейший разговор о «Хранителях» прошёл под вопросом: «Сатирический ли это комикс?». Посетители живо принимали участие в дискуссии. Особое место в обсуждении заняла тема круга чтения российского любителя комиксов и места в ней произведения Мура и Гиббонса.

Параллельно были затронуты чисто экономические вопросы — продажи «Хранителей» и популяризация формата «графический роман», предполагавшего продажу через книжные магазины и внимание профильных СМИ.

После небольшого перерыва разговор пошёл о судьбе приквелов «Хранителей» — об их долгом (в двадцать с лишним лет!) пути к читателю, об отстраненности авторов оригинального комикса от их создания, о неприятии в фанатской среде… Гостям клуба посоветовали не обращать особого внимания на доморощенных «экспертов», устраивающих бури в стакане воды, а составлять своё мнение только после вдумчивого прочтения самих книг.

Следующая встреча у «Четвёртой стены» назначена на 14 февраля: мы поговорим с вами о реликтовом жанре романтических комиксов (romance comics).

Текст – Алексей Волков,
подбор иллюстраций – Олеся Шамарина

Теги: ,

2 Comments to “О нелёгком пути «Хранителей» к всемирной славе”

  1. Александр:

    По отчету у меня сложилось впечатление, что лекция была об издательстве Charlton, а все остальные темы были побочными. =)

  2. Олеся Шамарина:

    Думаю, автор отчёта посчитал, что именно обстоятельного рассказа об издательстве не хватает для полного понимания контекста времени :) «Хранителей» каждый может почитать самостоятельно, да и критических обзоров их в сети предостаточно, а вот «из какого сора» герои произросли – в русскоязычном сегменте Интернета сведений маловато.

    Да и, согласитесь, сама история двух (скаламбурим так) «чарлатанов», решивших заняться комиксами, – очаровательна.

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree