Магический реализм Андрея Тарковского: мины замедленного действия

Мар 27, 2015 | Автор: Алим Велитов | Темы: Все публикации сайта, События

Встреча киноклуба «Бардо» в конце февраля ознаменовалась интересным созвучием с январской. От Ингмара Бергмана мы перебросили мостик к другому гиганту кинематографа, немало потрудившемуся на ниве магического реализма — Андрею Тарковскому. Не случайно они не раз называли друг друга в числе своих самых любимых режиссеров. Творчество их одновременно и очень похоже — и до противоположности различно.


Для Тарковского очень важно непосредственное чувственное восприятие его картин. Не разгадывание интеллектуальных ребусов и изощрённой символики, не кино из серии «арт-хаус не для всех», как могло бы показаться с первого взгляда, а живое эмоциональное погружение в ритм запечатленного времени. Фильмы Тарковского создают в зрителе особое состояние, вырывающее его из суеты повседневности, из городской спешки, заставляют замедлиться и всмотреться в реальность. Переключить сознание в некий особый режим восприятия. Отсюда эти долгие тягучие планы, которые словно пронизаны желанием спокойно и медитативно вчувствоваться в окружающую реальность… будто это взгляд самого пространства в то, что неторопливо происходит внутри него.

«Я думаю, культ Тарковского в нашей стране был связан не столько с его идеологией, не до конца понятной большинству зрителей, сколько с тем, что в его фильмах было совершенно особое, «метафизически промытое» видение мира — воды, травы, деревьев, людей, космоса.… Всё это освобождало человека из плена социально заданных, навязанных образов и значений, и возвращало к первоначальному, онтологически подлинному восприятию бытия», — очень тонко и точно подмечает кинокритик Наталья Сиривля.

Или вот слова философа-культуролога Григория Померанца, цитирующего стихи Зинаиды Миркиной: «Подобие неопалимой купины встречает нас в фильмах Тарковского скорее в обычном кусте, увиденном с цветаевской интенсивностью. Картины природы иногда полны таинственной глубин. Когда в «Солярисе» дважды повторяется мотив водорослей, колеблемых струей воды, я вспоминаю закатный луч, протянутый Раскольникову, протянутый нашему уму, запутавшемуся в своих проблемах. В деревьях и травах, покорных Богу, просвечивает «божественные энергии», как назвал это Григорий Палама, просвечивает через эти энергии, сам Бог.

Когда б мы досмотрели до конца
Один лишь миг всей пристальностью взгляда,
То нам другого было бы и не надо,
И свет вовек не сошел бы с лица…
»

Фильмы Тарковского чем-то напоминают мины замедленного действия. Если контакт один раз состоялся, то потом эти образы будут всплывать снова и снова, пока не доведут до катарсиса. Картина для Тарковского — это иероглиф абсолютной истины, образ, заключающий в себе бесконечность. Пространство, в котором обитает душа.

На встрече мы рассмотрели все семь фильмов Андрея Тарковского, как единый мега-фильм, семь глав одного романа, описывающего взросление души.

«Иваново детство» это и есть непосредственно детство, завязка истории. В самых первых кадрах, показывающих сон Ивана — полёт над бескрайним и бесконечно добрым миром, полёт, передающий ощущение полноты счастья, радости, единства с миром и Богом. Но детской невинной душе наносится травма — убивают мать — и это низвергает её в ад, в самое пекло жестокой войны.


Фрагмент фильма «Иваново детство»: полёт


Николай Бурляев вспоминает о своей работе в качестве исполнителя главной роли
в фильме Андрея Тарковского «Иваново Детство».

Все остальные фильмы — мучительные попытки восстановить эту связь с Богом, повторить полёт. Если в «Ивановом детстве» для полёта ничего не требовалось — просто быть и лететь, то в «Андрее Рублёве» уже нужно специальное приспособление в виде тяжёлого воздушного шара из грязной мешковины; уже нет той безоблачной безграничной радости, повсюду разлилась тревога, здесь же мужики, грозящие зарубить топорами, напряжённая музыка, страх…


Фрагмент фильма «Андрей Рублёв»: разговор о терпении

Далее, в «Солярисе», чтобы воссоздать единение с Богом нужно лететь на корабле на далекую другую планету, и лишь тогда ощутить чудо невесомости.


Фрагмент фильма «Солярис»: Крис и Хэри в невесомости

В «Сталкере» нужно идти в Зону, обходить ловушки, искать Тайную комнату, исполняющую сокровенные желания — не понимая, что все сокровенные желания уже сбылись и окружают героев.


Фрагмент фильма «Сталкер»: монолог Сталкера о слабости и силе

В «Ностальгии» Тарковский приходит к необходимости совершить самопожертвование: сжечь себя… либо пройти со свечой через бассейн. В награду за это герой обретает дом и на земле и на небе, в самом высоком смысле этого слова.


Фрагмент фильма «Ностальгия»: проповедь к человекам


Фрагмент фильма «Ностальгия»: свеча на ветру

«Жертвоприношение» завершает цикл. Теперь сам этот дом, добытый ценой невероятных жертв, нужно в свой черёд принести в жертву, сжечь, чтобы спасти мир и свою душу.


Фрагмент фильма «Жертвоприношение»: монолог о цивилизации и о бесполезности слов

Со стороны логика Тарковского может показаться безумием, сумасшествием. В чём смысл — переходить через бассейн со свечой? Кого можно спасти, если сожжёшь самого себя или свой дом? А у жены хотя бы спросил?.. Но изнутри, в самом художественном мире Тарковского, всё это выглядит крайне обоснованным, важным и тяжеловесным. Чтобы как-то объяснить несовершенство мира, Тарковский использует чувство вины и запускает мысль о необходимости страданий. Так же как у Бергмана, в мире Тарковского сопрягаются ум и чувство. Чувство создаёт невероятно красивые образы, живое пространство — а ум настаивает на необходимости жертв, страданий, и в конечном итоге иссушает, умертвляет этот мир. «Жертвоприношение» — самый сухой и рациональный фильм Тарковского, подобный высохшему дереву, которое методично поливает герой в надежде, что его метода когда-то сработает.

Закончить же эту статью хотелось бы необычайно мудрой мыслью самого Андрея Арсеньевича, которой он завершают свою главную книгу:

Дело всё в том, что мы живём в воображаемом мире, мы сами творим его. И потому сами же зависим от его недостатков, но могли бы зависеть от его достоинств.

Алим Велитов

Теги:

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree