Первый МультВикенд в РГБМ: винтаж на пороге осени
Сен 1, 2015 | Автор: Алексей Волков | Темы: Все публикации сайта, События29 августа, в последнюю субботу лета, в зале комиксов РГБМ прошёл первый МультВикенд. Его участникам предоставилась прекрасная возможность посмотреть шедевры ранней мультипликации и обсудить их. Ведущие вечера, Алексей Волков и Кирилл Кутузов, администраторы сообщества Old Komix и кураторы клуба «Четвёртая стена», сопроводили показ анимационных лент небольшим рассказом о каждом из фильмов.
«Вокруг кабинки» и «Бедный Пьеро» (реконструкция) 1893-1894
Эмиль Рейно, изобретатель праксиноскопа (оптического прибора, позволяющего видеть последовательность из нескольких рисунков как плавное движение), считается изобретателем полноценной мультипликации до изобретения кинематографа. Двадцать лет понадобилось ему на совершенствование своей технологии, и день 1892 г., когда Рейно представил изумлённой публике в парижском Музее Гревэн свои «светящиеся пантомимы», считается днём первого показа первого мультипликационного фильма.
Программы представлений состояли из нескольких сюжетов, сеанс продолжался пятнадцать—двадцать минут. Все свои «фильмы» Рейно рисовал, раскрашивал и монтировал сам, нанося изображение на длинные ленты (на каждый сюжет отводилось несколько сотен картинок!). Известны следующие названия лент Рейно: «Клоун и его собаки», «Кружка пива», «Бедный Пьеро» и «Вокруг кабинки». К сожалению, до наших дней сохранились (и тор частично) только последние две… Связано это с появлением кинематографа в 1895 году: с его триумфом пришёл конец творчеству Рейно – рисованные «пантомимы» были слишком трудны в производстве. Отчаявшийся изобретатель разбил свой аппарат и утопил его в Сене вместе с лентами.
Гравюра, изображающая сеанс «светящихся пантомим» Эмиля Рейно
«Очарованный рисунок» (1900)
Джеймс Блэктон, вместе с Альбертом Смитом основавший в 1896 году студию Vitagraph, был исключительно разносторонним человеком. Он не только режиссировал и продюсировал ленты, но и играл в них (например, в одной из ранних экранизаций комиксов по мотивам стрипа «Happy Hooligan»). Его «Очарованный рисунок» – одна из типических лент ранней мультипликации, совмещение игры живых людей с движущимися рисунками.
Джеймс Блэктон рисует человечка, который вот-вот оживёт прямо под его рукой
«Фантасмагория» (1908)
В 1908 г. Эмиль Коль, совмещая рисунки методом покадровой съёмки, впервые в мире создает графический мультфильм. Два его открытия — создание отдельного рисунка для каждой фазы движения и съёмка камерой, укрепленной вертикально — сегодня остаются основными принципами работы в графической мультипликации.
Первый показ анимационных фильмов месье Коля состоялся 17 августа 1908 года, на экране театра «Жимназ» в Париже. Это был фильм «Фантасмагория, или Кошмар Фантоша». Фантош — первый постоянный персонаж автора, предтеча популярного позже клоуна Коко; имя его происходит от французского fantochе, в свою очередь восходящего к итальянскому fantocci – «кукла, марионетка». Фильмы получались весьма примитивными и на экран проецировались не в позитивном, а в негативном изображении (в противном случае яркий белый фон ослеплял зрителей). Большая часть наследия Коля, к сожалению, утрачена.
Кадр из «Фантасмагории» Коля
«Прекрасная Люканида» (1912)
«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» — первый немой мультипликационный фильм российского режиссёра и оператора Владислава Старевича (ставший также одним из первых в мире «объёмных», т.е. кукольных фильмов); премьера состоялась 26 марта 1912 года. Кинолента представляет собой слегка гротесковую мультипликационную пародию на засилье в синематографе того времени эффектных псевдоисторических сюжетов «из аристократической жизни»: на экране разыгрывается средневековая драма, главными героями которой являются насекомые — Люканида, царица жуков-рогачей, и граф Герос из соперничающего племени жуков-усачей. В качестве «актёров» Старевич снимал экспонаты из своей обширной энтомологической коллекции; использован был метод покадровой съёмки, впервые применённой режиссером двумя годами ранее, при работе над учебно-познавательным фильмом «Битва жуков-рогачей».
«Вестник кинематографии» № 32 за 1912 год писал: «…Лучшей оценкой технических и художественных достоинств фильма является то внимание, которым почтили эту ленту наши западноевропейские товарищи по делу кинематографии. Нам известно из самых достоверных источников, что тираж её за границу уже перевалил за сотню экземпляров, что само собою говорит о достоинствах товара…». Фильм демонстрировался в кинопрокате до середины 1920-х годов; курьёзный факт: в послереволюционное время он шёл под названием «Куртизанка на троне».
Кадр из ленты В.Старевича «Прекрасная Люканида»
«Месть кинематографического оператора» (1912)
В том же 1912 году компанией «Торговый дом А. Ханжонкова» был выпущен ещё один, не менее знаменитый фильм Старевича. Сюжетом «Мести…» стала любовная коллизия с элементами адюльтера. Среди основных героев фильма — семья жуков-оленей Жуковых, жук-художник Усачини, кузнечик-кинооператор и стрекоза-балерина. Отношения персонажей настолько запутаны, что из-за обиды на стрекозу кузнечик мстительно снимает на камеру через замочную скважину её любовные игры со своим соперником, господином Жуковым, после чего демонстрирует сей «фильм» в кинотеатре… когда там по «случайному» стечению обстоятельств оказывается его обидчик с законной супругой.
Кадр из ленты В.Старевича: художник Усачини рисует шарж
«Динозавр Герти» Виндзора Мак-Кея (1914)
С 1906 года Виндзор Мак-Кей, именовавший себя «Величайшим карикатуристом Америки», в дополнение к комиксам, печатавшимся в газетах, начал давать представления на сцене с использованием рисунков. В 1911 году, заключив пари со своим другом и конкурентом Джорджем Мак-Манусом, Мак-Кей впервые применил на сцене анимацию, оживив Немо, героя своего комикса «Малыш Немо в стране снов» ( Little Nemo in Slumberland); кстати, с суперизданием этой серии на русском языке можно ознакомиться в нашем Зале комиксов. В создании фильмов Мак-Кею помогал пионер мультипликации уже упоминавшийся выше Джеймс Блэктон, ещё в 1906 году продемонстрировавший один из первых мультфильмов, «Комические фазы смешных лиц». Комбинированные съёмки и покадровую анимацию уже использовал и француз Эмиль Коль, но первый по-настоящему «мультяшный» персонаж и художественный сценарий появились в фильмах Мак-Кея.
Прозрачные целлулоидные пленки в анимации в то время ещё не применялись, и, чтобы воплотить задумку, Мак-Кей собственноручно нарисовал тысячи изображений Герти на листках рисовой бумаги размером 16х21 см. Для отрисовки заднего фона он нанял жившего по соседству студента Джона А. Фитцсиммонса, который аккуратно переносил контуры гор, озера и дерева с образца на каждый лист. В дальнейшем подобное разделение труда стало общепринятым.
Герти, трогательный динозавр Мак-Кея
* * *
Интересно, что в ходе просмотра указанных лент посетители лучше всего восприняли фильмы В. Старевича, больше похожие на современные мультфильмы, благодаря их сюжетности (несмотря на то, что происходящему на экране требуются пояснения). Опыты совмещения «представления с движущимися картинками» (по сути, продолжение традиции аттракциона) выглядят более архаичными, хотя они и доминировали в синематографе вплоть до 1930-х годов.
После основной программы был показан мультфильм В. Старевича «Старый лев» (Le Lion Devenu Vieux), созданный уже в период эмиграции.
Следующий МультВикенд, продолжающий тему развития анимации от аттракциона до статуса серьёзного вида искусства, назначен на 19 сентября.
Алексей Волков