Андре Дельво: «В этом зыбком мире…»

Окт 28, 2015 | Автор: Алим Велитов | Темы: Все публикации сайта, События

Бельгия – двуязычная страна, находящаяся «на перекрёстке» между Францией, Нидерландами и Германией, страна с непростыми отношениями между носителями различных языков. Через творчество кинорежиссера Андре Дельво мы попробовали соприкоснуться с духом Бельгии и ощутить своеобразие её культуры.


Андре Дельво родился в 1926 году во фламандской семье, но образование получал на французском языке. Исследователи отмечают его крайнюю образованность и эрудицию: композитор, философ, эссеист и киноман, любитель французского авангарда, он долгое время проработал в синематеке и знал её механизмы изнутри. Некоторое время Дельво был тапером, озвучивавшим немые картины (этот опыт отразился позже в фильме «Свидание в Брэ», где молодой музыкант играет на пианино, озвучивая одну из первых киноверсий «Фантомаса»). На нашей встрече мы попытались войти в его мироощущение, дать описание особенностям и своеобразию создаваемого им художественного мира, подобрать ключи к его фильмам. Интересно было поговорить, что за личность стоит за представленными кинообразами.

Поэтическое, сказочное, фантастическое – важные черты бельгийской культуры. Правда, здесь слово «фантастическое» требует специального пояснения. Особенно хорошо это волшебное начало передано в определении бельгийского писателя Томаса Оуэна: «Мое фантастическое — это „сверхъестественное“: завывание ветра в трубах, стук дождя по крыше, касанье птичьего крыла, крадущиеся шаги человека или животного в тени сада, тиканье маятника часов, которое вдруг становится различимым, скрип мебели, внезапно охватывающий вас запах духов любимой женщины…».


Фрагмент кинофильма «Бэлль»


Фрагмент кинофильма «Свидание в Брэ»

Мы совершили небольшое обзорное путешествие по четырем картинам режиссера образующим своеобразную магическую тетралогию: «Человек, который коротко стригся» (1966), «Однажды вечером, поезд» (1968), «Свидание в Брэ» (1971) и сосредоточили внимание на фильме «Бэлль» 1973 года.


Поль Дельво «Вечерний поезд» (Paul Delvaux, «Train In Evening»)

«Бэлль» – редкая кинокартина, о которой зрителю крайне мало известно. Анна Закревская, автор статьи «Магический реализм. Версия Андре Дельво», пишет так: «Хотя фильм номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» в Канне в 1973 году, буквально до последнего времени он не был переведен ни на английский, ни на русский язык и был недоступен даже для узкого круга специалистов».

Фильм повествует о поэте, филологе, литераторе, – Матьё Грегуаре, живущем размеренной жизнью в небольшом провинциальном городке. У него жена и взрослая дочь, встречающаяся с ухажёром. Матьё читает лекции о поэзии и имеет успех у публики. Однажды ночью, возвращаясь после работы по лесной дороге, он случайно сбивает какое-то существо. Вернувшись на следующий день на место происшествия, он находит раненую собаку, которая выводит его к лесному жилищу-лачуге странной девушки. Таинственная незнакомка не говорит ни на одном из языков и бродит по лесистой местности, облачившись в тёмный плащ.


Между поэтом и девушкой вспыхивает любовь. Они общаются на языке символов и знаков. Непреодолимая сила влечет Грегуара в лес. Он снова и снова садится в белый «Вольво», чтобы отправиться из города в валлонские болота на встречу со своей музой.

Через некоторое время в лачуге Бэлль появляется третий участник – странный чужестранец, который разрушает их романтические отношения. Матьё вынашивает планы избавления от вторгшегося незнакомца. Вместе с Бэлль они убивают его – однако после этого девушка исчезает. Матьё теряется в догадках, произошло ли убийство в реальности либо всё это ему только привиделось?

Фильм сделан с изрядной долей юмора. Образ жизни европейского буржуа иронично противопоставлен первобытному образу жизни в лесу, наполненному экспрессией страстной любви, ради которой можно убить. Участники встречи отметили, что внутреннее пространство картины виртуозно строится на переплетении двух реальностей – повседневной и поэтической, обыденной и сновиденной, реальности города и реальности дикой природы. Разные цветовые гаммы ощутимо разделяют два мира, мир Города и мир Леса. Визуальная сторона повествования важна для Дельво не менее, чем сюжетная канва. «Бэлль» очень красива и пропитана влажной атмосферой валлонской природы в легких осенних сумерках.

Ключевая сцена фильма – сцена сна, в котором Матьё видит себя стоящим на вокзале под чёрным ночным небом возле прибывшего поезда; он держит за руку обнажённую дочь под взглядами подозрительно косящихся пассажиров. Сон исполнен чувством тревоги и, возможно, говорит о необходимости расстаться, отпустить женщину на поезд, проводить её, беззащитную, в некий внешний мир. В финале эта сцена повторится в реальности, когда Матьё придётся на вокзале провожать дочь с женихом, однако теперь это расставание воспринимается как некое освобождение, и он даже даст ей немного денег на дорогу.

Неожиданная версия одного из участников встречи после просмотра этого фрагмента заключалась в том, что роман с таинственной незнакомкой возникает в сознании героя как результат компенсации ревности отца к дочери, с замужеством которой не может смириться. Другая версия – что фильм раскрывает универсальную картину взаимоотношений творческого человека с женщинами. Нам показан человек, который балансирует между двумя мирами. Но какими бы ни были эти взаимоотношения, в результате он всё равно остается один.


Paul Delvaux – «Solitude»

В итоге участники отметили, что фильм смотрится с интересом, и отражает личность, для которой призрачная реальность, наполненная поэзией, более подлинна и значима, нежели реальность материальная. «Этот мир так зыбок…» – как сказал персонаж фильма «Человек, который коротко стригся».

Алим Велитов

Теги:

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree