Уолт Дисней: от второго сорта – к восьми «Оскарам»

Окт 23, 2015 | Автор: Алексей Волков | Темы: Все публикации сайта, События

17 октября зал комиксов РГБМ собрал гостей на очередной МультВикенд, посвящённый раннему периоду творчества Уолта Диснея. Этот американский художник, режиссёр и бизнесмен не просто прославил свою фамилию – она сделалась практически нарицательной для обозначения американской мультипликации прошлого века.

Знакомство с Диснеем мы начали с короткой биографической справки. Уолтер Элиас Дисней родился в Чикаго в 1901 году, а в 1910-м вместе с семьей оказался в Канзас-сити. Во время Первой Мировой войны юноша приложил массу усилий, чтобы попасть на фронт, но смог только немного прослужить водителем «скорой помощи».

Вернувшись в США, Дисней работал рекламных художником, а позже организовал вместе с таким же художником Абом Айверксом студию ««Laugh-O-Gram». Их мультфильмы пользовались популярностью в Канзасе, но заработать в пределах всего лишь одного штата очень сложно – студия обанкротилась, и Уолт с братом Роем рискнули открыть «The Walt Disney Company» в Голливуде. Первым проектом новой компании (и последним для «Laugh-O-Gram») становятся приключения Алисы в Стране Чудес.

Подход к производству был новаторский: вместо движущегося рисованного персонажа на фоне обычной киносъемки, весьма модного в то время, Дисней «помещал» живую девочку Алису, роль которой исполняла Вирджиния Дэвис, в мультипликационный мир. Первые выпуски серии были весьма успешны, но мультфильмы больше концентрировались на рисованных персонажах (например, на Коте Джулиусе, копии Кота Феликса), нежели на самой Алисе.

Позже Дисней получил заказ на серию мультфильмов для дистрибьюции через «Universal Pictures», что означало приличные доходы и отличную возможность студии показать себя. Сериал про кролика Освальда стал первым большим успехом студии, но, когда Уолтер отправился заключать новый контракт с боссами «Universal», ему предложили гораздо меньшую сумму за новые серии. Стоило только Диснею отказаться работать на невыгодных условиях, его лишили прав на созданного им персонажа.

Это событие сделало Диснея подозрительным и куда более осторожным при подписании новых контрактов. Своё новое творение, Микки Мауса, он сделал похожим на Освальда, и после пары немых мультфильмов решил поэкспериментировать со звуком. «Пароходик Вилли» произвел настоящую революцию. Звук уже применялся в мультипликации и до Диснея, но только в «Пароходике» он стал органичной частью происходившего на экране. Серия о Микки Маусе, благодаря неунывающему герою и обилию приключений, стала настоящими хитом.

Чтобы развить свой успех, студия создает новую серию, «Наивные симфонии». В ней уже не было сквозного персонажа, а главным героем повествования стала музыка.


В первом мультфильме «Симфоний», известном как «Танец скелетов», веселый стук костей и забавные метаморфозы комически оттеняют общую мрачность обстановки.

В «Симфониях» и «Микки Маусе» Дисней создаёт причудливый, почти мифический «старый добрый мир». Города здесь – источник опасности, в них живут обездоленные, а в идиллической сельской местности творятся подлинные чудеса.

В 1932 году вышел первый цветной мультфильм серии, «Цветы и деревья», совершивший новую революцию и принесший студии первый «Оскар» за лучший короткометражный анимационный фильм. Дисней начинает создавать не просто комедии, а мультипликационные сказки для всей семьи. В годы Великой Депрессии красочные истории о всепобеждающей силе любви были крайне необходимы зрителю.


Козни злобного дерева-старика разрушены, лесной пожар потушен (тема разбушевавшейся стихии – одна из основных в творчестве Диснея!), герой целует героиню «поцелуем истинной любви».

Следующий большой успех (и следующий «Оскар») – это «Три поросёнка». Известнейшая сказка смягчена студией Диснея (волк в финале остаётся в живых), комического в ней куда больше. Песенка «Нам не страшен серый волк» («Who’s Afraid of the Big Bad Wolf?») становится международным хитом, а Дисней проявляет всё больше интереса к материалу народных сказок.

И в СССР мультфильм «Три поросёнка» оказался сверхпопулярен – настолько, что популярность эта была использована С. Михалковым, написавшим своеобразную новеллизацию «по мотивам» (впервые под названием «Сказка про трёх поросят» она была напечатана в газете «Пионерская правда» в 1936 году). Первые книжные издания иллюстрировались рисунками из мультфильма; позже сказка публиковалась с иллюстрациями других художников, уже без упоминания имени Диснея, и выдержала около 20 изданий.

Неудивительно, что «Оскар» 1935 года получает диснеевский мультфильм «Черепаха и заяц» – адаптация народной сказки о том, как хвастливый заяц проиграл черепахе (отечественному читателю более известна в обработке Д. Харриса в сборнике «Сказки дядюшки Римуса»). И заяц с черепахой, и три поросенка с Большим Злым Волком в дальнейшем обзаводятся сиквелами – равно как и герои следующего оскароносного мультфильма, «Три бездомных котёнка» (он примечателен тем, что в нём появляется прототип Мамочки-Два-Тапочка, одной из постоянных героинь мультсериала «Том и Джерри»).

Но Дисней не собирается останавливаться на достигнутом. «Старая мельница» 1938 года была снята при помощи новаторской многоплановой камеры, применяющейся при создании комплексной анимации с использованием чередующихся слоёв. Герои мельницы – это уже не пучеглазые карикатуры Айверкса, а сказочные животные, которые выглядят уже не антропоморфно.

Следующая наша встреча будет посвящена Микки Маусу и всей его многочисленной родне, а также друзьям и приятелям. Не пропустите!

Алексей Волков

Теги: ,

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree