Британское вторжение: обзор экспансии

Дек 15, 2015 | Автор: Алексей Волков | Темы: Все публикации сайта, События

12 декабря прошла последняя в уходящем 2015 году встреча клуба «Четвёртая стена», которую провели бессменный ведущий Алексей Волков и бессменный гость Кирилл Кутузов. На этот раз речь шла о «Британском Вторжении» (British Invasion) — явлении в истории американских комиксов, благодаря которому индустрия обогатилась новаторскими историями. Алан Мур, Грант Моррисон, Нил Гейман — их имена хорошо известны отечественным читателям комиксов, поскольку их работы выходили на русском языке.

Английский рынок всегда был привлекательным для американцев. Сперва английские издательства просто массово скупали американские комиксы для переиздания в своих еженедельниках, а в дальнейшем издательство Marvel даже открыло свой филиал в Соединённом Королевстве, получив права на издание комиксов по мотивам сверхпопулярного сериала «Доктор Кто».

Но началось «вторжение» с художника Брайана Болланда (Brian Bolland).

Английский еженедельник 2000 AD стал «инопланетной колыбелью земных талантов», послужив трамплином для карьер множества авторов и, фактически, площадкой для «Британского Вторжения».


Первый выпуск журнала «2000 AD» (26 февраля 1977 г.)

Графика Болланда сразу полюбилась фанатам журнала; он рисовал многие из ранних историй о Судье Дредде, главной «звезде» журнала (в том числе сюжет о первой встрече «старины с каменным лицом» и зловещих Тёмных Судей).

Американцы оказались настолько впечатлёны работой Брайана, что издательство DC сразу заявило, что видит только его в качестве художника для серии «Сamelot 3000» по сценариям Майкла Бара (Mike W. Barr). История о героях артурианы в мире будущего оказалась трудоёмкой, но результат оправдал все ожидания — получился мощнейший хит, благодаря которому авторы 2000 AD стали одними из самых желанных работников для американских издательств.


Брайан Болланд на фестивале «Коммиссия-2015»

Успешное реноме британских авторов было закреплено сценаристом Аланом Муром, вдохнувшим новую жизнь в серию «Болотная Тварь» (Swamp Thing). В дальнейшем оба «первопроходца» создали ставшую неимоверно успешной историю о Бэтмене, известную как «Убийственная шутка» (Killing Joke). Своеобразным «водоразделом» для супергеройских комиксов стала оригинальная серия «Хранители» (Watchmen), о которой уже говорилось подробно на одной из встреч «Четвёртой стены».

Следуя уже проверенной схеме «персонаж, не имеющий успеха + сценарист из Англии = прибыль», DC приглашает Гранта Моррисона (Grant Morrison) на должность сценариста серии «Animal Man». Из похождений третьестепенного героя эксцентричный британец сотворил экспериментальную (хотя и неоднородную) экзистенциальную драму с экологическим уклоном. Чуть позже ему доверяют серию «Doom Patrol», в работе над которой авторский гений Моррисона проявился ещё ярче; вершиной его карьеры стал бестселлер «Лечебница Аркхем».

Нил Гейман получил задание поработать над ещё одним старым персонажем DC, Песочным человеком (The Sandman) — но вместо супергероики представил читателю новаторскую для американского мейнстрима фантазию в модном «готическом» духе.

Сценаристы, пришедшие в американскую индустрию позже — Джон Вагнер (John Wagner), Пэт Миллс (Pat Mills) и Алан Грант (Alan Grant) — не снискали такого культового статуса, как вышеупомянутые Мур, Гейман, Моррисон и примкнувший к ним Питер Миллиган (Peter Milligan, работавший над «Shade, the Changing Man» и «X-Statix»): их творения либо оставались «слишком британскими» для американского рынка, либо не имели кардинальных отличий от мейнстрима в США.

В перерыве к участникам встречи присоединились представители интернет-магазина комиксов «Comics Porosen» (г. Мурманск), специализирующиеся на торговле старыми американскими комиксами. Ребята немного рассказали о своей деятельности и об участии в организации фестиваля PolarFest, «самого первого и самого большого на сегодняшний день фестиваль изотекстовой культуры за Полярным кругом».

После перерыва началось обсуждение особенностей комиксов «Британского Вторжения» и их отличий как от собственно британских комиксов, так и от комиксов американских.

С появлением серий вроде «Hellblazer» и созданием импринта «Vertigo», комиксы англичан в Америке стали достаточно монолитной массой из многочисленных аллюзий на поп-культуру, колоритных героев в нуаровом духе, обсценной лексики и странноватого экшена. К началу 2000-х годов «Британское Вторжение» стало уже своеобразным ярлыком для набора штампов, составляющих «взрослые комиксы», нежели культурным явлением. «Отцы-основатели» стремились избавиться от подобного ярлыка: Мур ушёл в «свободное плавание», Моррисон занялся препарированием супергероики, Гейман с головой погрузился в литературу и кинематограф.

Для отечественных читателей (и издателей) комиксы эпохи «Вторжения» являются идеальной вещью для знакомства с американской индустрией, поскольку в совершенстве удовлетворяют культурные запросы молодых людей, переживающих период юношеского максимализма. Эти истории — «взрослые», эффектные и крайне литературные. Правда, есть коварный нюанс: при знакомстве с ними у неискушённого читателя очень часто может возникать интересный «перекос восприятия» — отныне для него история американских комиксов как таковых будет начинаться только с «Британского Вторжения».

Алексей Волков

Теги: ,

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree