МультВикенд: о фантазиях и высоком искусстве

мая 5, 2016 | Автор: Алексей Волков | Темы: Все публикации сайта, События

Апрельский МультВикенд был проведён 21 числа как часть «КиноКвартирника» в рамках Всероссийской акции «Библионочь». На этот раз предметом разговора стал полнометражный мультфильм студии Диснея «Фантазия» (англ. «Fantasia»), впервые вышедший на экраны в 1940 году.

Создание мультфильма началось с того, что Микки-Маус начал терять популярность из-за своих более динамичных конкурентов, вроде Попая (и даже его мультдрузья, такие как Дональд Дак, например, были куда более любимы зрителями). Уолт Дисней надеялся вернуть популярность Микки, сняв задорную мульт-новеллу по мотивам баллады Гёте «Ученик чародея»; загоревшись этой идеей, он встретился со знаменитым дирижером Леопольдом Стоковски, чтобы привлечь его к музыкальному сопровождению будущего проекта. После вдумчивого обсуждения этой идеи было принято решение создать не просто отрывок, а полнометражный мультфильм, «иллюстрирующий» произведения классической музыки. Как и было принято при работе над полнометражными мультфильмами в студии, каждый из работников Диснея мог вносить свои предложения по улучшению сюжета. «Ученик чародея» стал частью мультфильма, который, по замыслу создателей, должен был привлечь внимание публике к шедеврам музыки прошлого.

«Фантазия», имевшая рабочее название «Фильм-концерт», оказалась самым смелым экспериментом Диснея (и его последней попыткой шагнуть в мир «высокого искусства»). До «Фантазии» высоколобые критики снисходительно включали Диснея в свой пантеон современных деятелей искусства на птичьих правах человека, создающего «низкое» искусство, чуть-чуть граничащее с «высоким». Новый мультфильм оказался особенно неприятен подобным критикам – ведь Дисней покусился на «элитарное», «святое» искусство со своими пляшущими крокодилами, кентаврами и динозаврами!


Кадры из мультфильма Уолта Диснея «Фантазия»

Семь эпизодов (крайне разнообразных: здесь и балет бегемотов с крокодилами под «Танец часов» из оперы «Джоконда», и эволюция жизни на Земле под «Весну священную» Игорь Стравинского, и зарисовка из античной мифологии, и шабаш ведьм на Лысой Горе) связаны между собой особой образовательной частью. При этом ощущения набора короткометражек не создаётся: да, каждая из частей полноценна, но связь между эпизодами ясна и понятна – зритель слушает и смотрит настоящий концерт.


Фрагмент «Фантазии»: танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»
(музыка П.И. Чайковского)

Между тем, фильм завоевал две премии «Оскар», специальный приз кинокритиков Нью-Йорка… Ну, а Уолт Дисней в дальнейшем отказался от экспериментов и «посягательств на высокое искусство», утверждая, что его задача – только развлекать.

Алексей Волков

Теги: ,

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree