«Четвёртая стена»: история Фантастической Четвёрки

Июл 21, 2016 | Автор: Алексей Волков | Темы: Все публикации сайта, События

В конце июня клуб «Четвёртая Стена» собирал гостей в последний раз … в этом сезоне! За осень 2015 – весну 2016 Алексей Волков и Кирилл Кутузов успели рассказать о множестве совершенно разных вещей, говорили как об отдельных комиксах, так и о целых жанрах. На закрытие сезона они припасли историю одного из важнейших произведений Серебряного Века  комиксов – «Фантастической Четвёрки» (The Fantastic Four). К сожалению, в России большинству зрителей эта команда известна по нескольким провальным экранизациям (и двум более-менее удачным), но «Четвёртая Стена» посвящена в первую очередь комиксам – и именно о раннем, комиксном этапе существования удивительной семьи-команды Рида, Сью, Джонни и Бена мы побеседовали с гостями клуба на этот раз.

В конце 1950-х годов, после начала Серебряного Века (старт которому дали удачные перезапуски историй Зелёного Фонаря и Флэша), издательство DC нуждалось в чём-то новом, научно-фантастическом и героическом одновременно. Джек Кирби, самый «прибыльный» художник Золотого Века, совместно с братьями Диком и Дэйвом Вуд (впрочем, иногда он утверждал, что вместе со своим бывшим соавтором Джо Саймоном, а то и вовсе в одиночку, что неудивительно для Джека)… так вот, Кирби выдал четырёх героев: Эйса, Рэда, Профа и Рокки. Парни выживают в авиакатастрофе и решают собраться в команду «Испытателей неведомого», чтобы искать приключений на свои головы (привет герою палп–фикшн Доку Сэвиджу!). Приключения их связаны со всяческими фантастическими угрозами, которые «Испытатели» устраняют, используя разнообразные гаджеты (и снова привет Сэвиджу), а также не гнушаясь помощью нестареющего хука-с-правой-в-тыкву. Новая героическая команда четырежды засветилась в пристрелочной серии «Showcase», а потом и вовсе получила свой собственный журнал (в итоге Кирби нарисовал 12 выпусков с участием «Испытателей»). А потом Джек ввязался в нехорошую историю, связанную с рисованием газетного стрипа и авторскими правами, и был вынужден вернуться в свою «альма матер» – издательство, когда-то называвшееся Timely, откуда Джека (вместе с Джо Саймоном) в своё время уволили за то, что он гнал материал на сторону. Тогда это было преуспевающее издательство с кучей запоминающихся героев, один из которых (созданный Джеком и Джо Капитан Америка) «продавал» журналы комиксов миллионными тиражами.

Но теперь всё изменилось. Мартин Гудман (Martin Goodman), издатель Timely, переименовал издательство в Atlas и принялся наводнять рынок всё новыми и новыми комиксами. Продажи чуть упали? К чёрту этот журнал, закрываем его. Продажи чуть выросли? Откроем ещё парочку похожих журналов! В 1950-е годы он тоже попал в некрасивую историю, попытавшись заключить контракт с крупной конторой, которая гарантировала его комиксам присутствие во множестве торговых точек. Едва сделка состоялась, контора была закрыта (их подозревали, и наверняка не просто так, в связях с мафией, и к моменту переговоров с Гудманом они потеряли своих самых крупных клиентов). Гудман был вынужден договариваться с другой дистрибьюторской фирмой… принадлежавшей, фактически, конкурентам из DС, что означало кабальные условия – ограничение количества комикс-журналов, которые Гудман мог выпускать. Издатель сократил свой штат и количество изданий до минимума, и пытался выжать из этих минимумов по максимуму.


Проныра Гудман

К началу 1960-х годов одним из самых популярных жанров под крылышком Гудмана были комиксы о монстрах. Хорроры с традиционными вампирами-зомби-маньяками запрещены Комикс-кодом, супергерои вышли из моды, а вокруг творится что-то уже совсем фантастическое, ведь человечество начало освоение космоса. Что ж – элемент «ужастика» внедряем в научную фантастику – и вуаля! – готов самый популярный пласт массовой культуры того времени! Кинофильмы «Земля против летающих тарелок», «Робот-монстр» и им подобные блистают на экранах драйв-инов, а супергерои уже готовятся вернуть свой мейнстримовый трон.

Неудивительно, что «Фантастическая Четвёрка» родилась, по сути, монстр-комиксом. Гигантские твари вылезают из земли и крадут атомные станции? Размах фильма категории B (привет, Роджер Корман)! Но тут всё оказалось не так просто.

Человеку-Кроту, управляющему пресловутыми подземными чудовищами, противостоят учёный Рид Ричардс и его друг детства Бен Гримм, а также подружка Ричардса, Сью Шторм, со своим братом Джонни. В самом начале истории мы видим сбор этой команды, весьма экстравагантный. А затем нам рассказывают ориджин: после отказа на получение ракеты для полёта в космос (в пику «комми», только что запустившим в космос первый спутник) вышеназванные четверо идеалистов попросту угоняют таковую. Во время полёта, подвергнувшись воздействию неких космических лучей, они получают фантастические способности — Рид теперь cмог растягивать своё тело как Пластик Мэн (популярный персонаж, созданный для издательства Quality Comics в 1941 г. и перешедший к DC Comcs в 1956 г.), Сью — становиться невидимой и создавать силовые поля, Джонни — самовозгораться и управлять огнём (подобно Человеку-Факелу Золотого века), а кожа Бена окаменела. Мораль похитившей ракету компашки оказалась на высоте – едва прознав о своих способностях, они тут же решили использовать их для защиты добра и справедливости.

Стэн Ли утверждает, что создал сценарий первого выпуска «Фантастической Четвёрки», и отдал Джеку Кирби, который и нарисовал эту историю. Сценарий был примерным, и Кирби не был ограничен в творчестве. Именно этот стиль взаимодействия сценариста и художника и получил впоследствии название «Метода Marvel». Всего за год он стал стандартом для всех журналов компании. В 1990-м году Кирби в интервью опроверг версию Ли: он решил вдруг, что всю историю придумал сам он, а Ли только сочинил диалоги. Копия первоначального сценария Стэна Ли вполне себе доступна для ознакомления, и несложно разобраться, где чей вклад (особенно, если сравнивать поздние работы Ли и Кирби), так что оставим подобные заявления на совести покойного художника. В любом случае, работа над «Фантастической Четвёркой» была соавторством – не всегда равноправным, но всегда продуктивным.


Стэн Ли и Джек Кирби (1966 г.)

Надо отметить, что до успеха Четвёрки сам Ли скептически относился к комиксам; он мечтал бросить эту всю эту синекуру с редакторством и написать таки Большой Американский Роман. Неизвестно, конечно, стал ли бы он известным писателем (его личные прозаические опыты, скажем, в «Капитане Америка» 1940-х, язык не поворачивается назвать чем-то стоящим).


Портрет Четвёрки в реалистичном стиле работы Пауло Риверы (Paulo Rivera)

Герои «Фантастической Четвёрки» установили новый стандарт. Сперва они даже не носили привычных супергеройских костюмов (но это, видимо, было слишком новаторским ходом, и уже в третьем выпуске таковые появились – иначе было бы сложновато объяснить, как это пиджак растягивается вместе с Ридом, или почему Джонни после «потухания» не расхаживает, в чём мать родила).

Они общались между собой вовсе не как средневековые рыцари – безо всякого пафоса (Бен вообще постоянно говорил Сью, что она выбрала слишком тощего зануду, а уж их препирательствам с Джонни не было предела).

До 1968 года всё было прекрасно. Творческий дуэт Ли и Кирби, набивших руку на комиксах любых жанров, творил с «Фантастической Четвёркой» невообразимое. Истории просто взрывали мозги юным и не очень читателям, а сюжеты вроде «Трилогии о Галактусе» и «Этот Человек, Этот Монстр!» и вовсе стали эталонами на все времена. Ли и Кирби очень ловко поймали «дух времени», поэтому гениальные комиксы рождались не столько от кропотливой работы, но от опыта и восприятия сценариста и художника. Просто развлекая читателя фантастическими приключениями, они поднимали крайне серьёзные темы, причём без всякой натужной дидактики.

В 1968 году соавторы начали уставать. Сказывалась тенденция мнимых перемен в сериях (права на львиную долю персонажей Marvel были проданы телевизионщикам, и ко времени выхода на экраны только планировавшихся фильмов и мультфильмов серии не должны были кардинально отличаться). Первая сотня выпусков «Фантастической Четвёрки» была, что совершенно нетипично для своего времени, продолжающейся, развивающейся историей, а не набором эпизодов. Принцип «мыльной оперы», до того освоенный приключенческими газетными стрипами, спустя много лет наконец пришёл и в мир журнальных комиксов. Существует даже сайт, на котором выпуски «Фантастической Четвёрки» с 1961 по 1989 год рассматриваются как роман.

Дуэт Ли и Кирби распался с уходом последнего в DC, но первые 102 номера (плюс несколько ежегодников) их главного соавторского комикса – это вершина не только американских комиксов Серебряного Века, но и комиксов как таковых, поскольку таких сложных и одновременно лёгких в освоении историй, доступных читателям любого возраста, существует крайне мало. Стильная работа Кирби нисколько не устарела, особенно если брать издания с восстановленными цветами, а сценарии, написанные Ли, по-прежнему дышат верой в лучшее.


Анимированная Керри Калленом обложка классического выпуска
«Фантастической Четвёрки»

«Четвёртая Стена» непременно вернётся осенью, в новых костюмах, с новыми приключениями! Следите за анонсами и хорошего вам лета!

Алексей Волков

Теги: ,

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree