Блог, посвященный е-книгам

  •  
  • Главная
  • Светлое цифровое будущее книгоиздания уже видят и издатели

Светлое цифровое будущее книгоиздания уже видят и издатели

Опубликовано 27 июля 2009

есть такой неглупый блог издателей умной литературы (mann-ivanov-ferber). Сегодня нашел в нем знаковую, на мой взгляд статью. Впервые (на моей практике) российские издатели показали понимание неизбежности цифрового будущего на книжном рынке. Это – прорыв. Сегодня издатели, которые этого не понимают, препятствуют (через свои лоббистские возможности) законодательному оформлению возможностей на законных основаниях работать с е-книгой вообще (и в библиотеках и Интернете в особенности). Если понимание станет доминирующем, то те же лоббистские возможности будкт направлены на упорядочивание всего того (вышесказанного), чему сейчас пытаются издатели целенаправленно мешать.
Итак, пост одного из трех издателей – Михаила Иванова – я, с удовольствием цитирую целиком, включая комментарии (благо последний – мой):

27.07.2009
Будущее книжной индустрии

Автор: Михаил Иванов
 
В IESE в финальной работе по маркетингу нам предложили написать эссе о том, как изменится индустрия, в которой мы работаем, на основе анализа поведения детей и подростков. Я начал эту работу с общего прогноза развития нашей индустрии. Я буду вам благодарен за комментарии.
На мой взгляд, будущее книжной индустрии довольно легко предсказать, наблюдая за развитием индустрии музыки. Уже через 10-15 лет все книги будут продаваться в электронном формате, что кардинально изменит структуру отрасли и роль издательств. Вероятно, в Штатах это произойдет значительно быстрее.
К этому времени произойдет следующее:

– Создано удобное и доступное устройство для чтения электронных книг
– Создана единая удобная платформа для публикации и продажи книг
– Выработан единый формат распространения электронных книг
– Появится массовая привычка покупать и читать электронные книги

Устройство для чтения

Несмотря на то, что уже существует технология электронных чернил, при которой чтение на устройставах идентично чтению на бумаге, все существующие устройства имеют следующие недостатки

– Дороги – примерно 300 долл.
– Имеют маленкий экран
– Черно-белая цветность
– Не подключены к единому хранилищу книг (за исключением Kindle от Amazon)

Кроме того, все еще идет война форматов – у Amazon Kindle и Sony разные форматы. Судя по всему, как и в музыке победит единый открытый формат.
Все эти проблемы будут решены и, видимо, Amazon уже скоро сможет создать удобное и недорогое устройство. Уже сейчас в Штатах Kindle все время подключен по мобильной сети к магазину, где можно совершать покупки в один клик, а также к Википедии. Кроме того, у Amazon недавно появилось устройство Kindle DX с вдвое большим экраном и расширенной памятью. Память уже сейчас не является проблемой. На Kindle DX можно хранить 3500 книг, что примерно втрое превышает объем библиотеки средней семьи.
Стоит отметить, что за счет технологии электронных чернил уже решена проблема жизни батарейки. Без подзарядки Kindle может работать много дней.

Платформа

Платформа для закачи и продвижения книг является ключем к этому рынку. iStore создал очень удобную платформу для продажи музыки и замкнул рынок на себя. Похоже, что Amazon создает похожую платформу для продажи электронных книг. Правда, пока ни Amazon ни iStore не решили проблему с международными правами. Например, сейчас из России или Франции нельзя легально купить электронные книги и музыку. Но решение этого вопроса – дело времени.

Суть платформы в том, что с одной стороны каждый человек сможет продавать свой контетнт, а с другой, этот контент будет очень удобно оценивать и покупать.
Для продвижения книг авторы смогут вести блоги, закачивать видео и отвечать на вопросы читателей. Читатели смогут оставлять свои отзывы и обмениваться мнениями о книгах. И все это уже есть на Amazon.

Переломный момент

Переломным моментом в переходе на электронные книги станет массовый переход школ на электорнные книги. Используя электронные книги государство сможет значительно сэкономить на печати и доставке учебников. Особенно в России. Электронная книга для школьников будет рассчитана на 3-5 лет использования. Каждый год с помощью интернета в устройста будут закачиваться новые учебники, методические материалы, словари, энциклопедии, тесты. Внутри будет реализован удобный поиск.

После школ на электронные книги перейдут университеты. На устройстве можно будет не только читать книги, но и смотреть учебные курсы, а так же выполнять тесты как online, так и offline.
Кроме того, устройство будет заменять электронный дневник. Возможно, в него будет встроен почтовый агент.
Массовые государственные закупки позволят кардинально снизить стоимость устройств. И, что еще более важно, создадут паттерн потребления электронных книг. Дети, получившие опыт работы с электронной книгой, уже не будут воспринимать бумажный формат.
Изменение роли издательств, авторов и литературных агентов
В новой реальности издательства потеряют монополию донесения книг до магазинных полок. Авторы будут напрямую заключать договора с платформой на условиях, при которых автор будет получать от 80% до 20% от выручки магазина от продажи его книги.
Для заведения книги в систему будет достаточно завести аккаунт и заполнить треубемые формы. Любой автор может начать продавать свои книги online. И уже от его таланта будут зависеть успех книг. Система будет полностью автоматизирована как сейчас Google AdWords.
Авторы будут самостоятельно заказывать услуги по редактуре, корректуре, верстке у специализированных агентств в странах с низкой стоимостью труда. Подготовленная профессионалами рукопись будет иметь определенный гриф. Возможно, платформа будет требовать такой подготовки и даже сама представлять такие услуги.
Популярные авторы помимо продаж на родном языке сами будут управлять международными правами, заказывая переводы книг на значимые языки (китайский, испанский, русский, японский) и также продавать книги на других языках при помощи той же платформы. По этому же принципу они будут продаваться книги в аудио-формате.
Роль издателей сильно изменится и будет заключаться в продвижении книги. Авторы будут платить за услуги издателей либо фиксированный горнорар, либо процент от продаж, либо использвать комбинированную модель. Добавленная ценность издателей значительно снизится и власть перейдет от них к платформе.
Магазины бумажных книг постепенно будут закрываться или сокращать долю книг в ассортименте. Из-за сокращения тиража книг, себестоимость каждого бумажного экземпляра будет очень высока и обычные книги будут покупать только в качестве предметов статусного потребления или украшения квартиры. Так с появлением сигарет не исчезли сигары, а с появлением CD не исчезли виниловые пластинки.
Новая модель будет более эффективна для общества, поскольку позволит решить ряд проблем:
– Книги будут дешевле (не будет больше возвратов из-за ошибок с оценкой тиража, а стоимость дистрибуции и хранения будет ничтожна)
– Книги будут доступнее (не будет больше проблемы маленьких городов, в которых нет книжных магазинов, а кроме того все бэк-листы издательств будут доступны)
– Книги будут экологичнее (не надо будет больше рубить лишние деревья и разводить краску)
Авторы будут зарабатывать больше (значительно больший процент из-за продаж напрямую) и им будет значительно проще опубликовать книгу и сразу получить обратную связь от читателей и критиков
И только традиционные издатели потеряют свое былое влияние и большие деньги. Произойдет редистрибуция ценности на этом рынке. От издательств и традиционных книжных магазинов ценность перейдет к создателям платформы, читателям и авторам.
Вероятно, в России этот переход займет больше времени, но он неизбежен.
Автор: Михаил Иванов

Генеральный директор и главный редактор. Ищу таланты и интересные книги. Верю, что правильнее нанимать людей за отношение к жизни, а не за набор навыков. Навыкам можно научить, а вот отношение не изменишь.

Комментарии (14) Мои – там, где EKNIGA
  1. Егор (27.07.2009 15:05) (Ответить)

    Мне кажется, что сначала как раз университеты перейдут на электронные книги, а уж потом школы, хотя переломным будет как раз переход школ. Школьников больше “защищают” от нововведений чем самостоятельных студентов. Взять, например, ноутбуки – сначала они завоевали место в учебном процессе в университетах, и только начинают входить в школы.

    А вообще, к сожалению, ничего нового и оригинального из Вашего прогноза я не узнал, все тривиально и всем известно… Но это же только общий обзор, и будет более интересный взгляд “изнутри” отрасли, правда? =)

    1. Александр Шуленин (27.07.2009 20:47) (Ответить)

      Евгений, один конгрессмен в США уже предложил снабдить всех школьников букридерами.

      А студенты на новую технологию сами перейдут.

      Так что возможно это произойдёт одновременно: для школ процесс будет запущен сверху, а среди студентов – снизу.

  2. ekniga (27.07.2009 15:19) (Ответить)

    Читал недавно препринт отчёта RAND corp на эту тему.
    Очень сильно корреспондируется с Вашим мнением

    Считаю нужным отметить (как специалист):
    – считаю, что срок перехода будет поболее чем 10-15 лет
    – считаю, что именно с учетом интересов образования (я уж не говорю о такой “мелочи” как поддержка конкуренции) не будет единого устройства (хотя какое-то количество единых стандартов, скорее всего не один из-за различных технологий оцифровки и особенностей контента, будет). Думаю, что прототипом будущих читалок скорее будет ХО-2 или “Яблочный” планшет (который предсказывают на конец 2009/начало 2010) или что-нибудь однотипное. Специализированная “читалка” для этого не годится т.к. всё равно надо обучаемых обеспечивать ПК/Ноутбуком и, как следствие, жду чего-нибудь конвергентного

  3. Александр Шуленин (27.07.2009 20:56) (Ответить)

    Михаил, об одной роли издателей Вы забыли. Это роль «цензора».
    Ведь на данный момент издатель решает, какая книга будет доступна широкому кругу читателей, а какая нет.

    Можно назвать эту роль рекомендацией. Допустим я уверен, что книга, изданная Вашим издательством – как правило, одна из лучших по теме.

    И подобный сервис будет необходим. Особенно в мире, где каждый может создать свой контент и выставить его на продажу.

    1. ekniga (27.07.2009 22:58) (Ответить)

      Это называется “Управление чтением”.
      Согласен с Вашей высокой оценкой увчества имнно этого издательства, но, на мой взгляд, частная фирма (в силу конфликта интересов) этим не должна заниматься.
      Именно библиотека должна оценивать и рекомендовать – это их хлеб. Вот книговыдачи – это работа операторская и преходящая, а отбор, оценка и рекомендация – это сущностная сторона работы библиотек.
      И либо они с этой работой справятся, либо исчезнут…

  4. Максим Гирин (28.07.2009 09:19) (Ответить)

    Михаил, это будущее на 3-5 лет. Чтобы понять, что ждет в будущем, надо посмотреть назад. Сейчас 2009 год. 10-15 лет назад, а с поправкой на ускорение технического прогресса, 20 лет назад, а именно в 1990 году никаких электронных книжек, и налодонников не было в России. Были аудиокнижки на виниловых дисках и кассетах, для детей. Вот в таком состоянии, относительно будущего мы находимся. Забудьте, про дорогие устройства для книг на е-бумаге. Их уже не будет! В школе стандартом будет мультимедийное образование. С точки зрения психологии человека, образы болеее информационноемкие, нежели буквы. Все время, человечество идет по пути снижения расходов на знакозаписывания мыслей и развитие более дешевых технологий их размножения. Новый виток состоит в том, чтобы дать людям легкие технологии записывания образов и распространения их. Ну и так далее…

  5. Владимир (28.07.2009 10:32) (Ответить)

    Прогноз в 3-5 абсолютно не реален. На сколько изменилось телевидение за 20 лет? Почти никак (репертуар другой, картинка чуть получше, выбор больше) но никаких принципиальный изменений. По этому 10-15 лет реальный срок.
    А в своей статье по этой же теме я коснулся несколько другой грани будущего издательства книг – генерации произведений читателями-писателями и создания литературных миров по типу SecondLife
    http://kniga2.com/archives/2009/03/08/264

    1. Максим Гирин (29.07.2009 17:37) (Ответить)

      если вы не заметили, как изменилось телевидение, то наверное вы еще не купили цветной телевизор, не смотрите его в машине, не перелистываете передачи на налодоннике, у вас все еще 2 или 1 канал, вы не смотрите ТВ он дименд, к вам не приходят сотни каналов по оптоволокну, вы не голосуете дистанционно и не заходили на http://www.youtube.com

      это беглым взглядом, телевизионщики лучше знают )

  6. Leonid Zaplatnikov (28.07.2009 14:11) (Ответить)

    Добрый день!

    Простите за оффтоп, вот здесь я постарался вам “вмастить”))
    http://zaplatnikov.blogspot.com/2009/07/02.html

    Надеюсь, вы не против!

  7. Сергей (28.07.2009 19:39) (Ответить)

    Очень впечатляет. Потому что очень умно:) 10-15 лет это минимум. Ни снизу, ни сверху этот процесс не пойдет. Сколько мы в среднем читаем (я не конкретно, а о нас о читателях), что мы читаем и для чего мы читаем? Часто ли мы читаем электронные книги и какие книги, устраивает ли нас рынок электронных книг и т.д.? Это я про нас, про читателей. И второй вопрос, выгодно ли сегодня и в какой перспективе это будет выгодно издателю или издателям? Про издателей ситуация отдельная. Я не кому не доверяю. И я не буду покупать Вашу (уже конкретно) книгу, если я не буду знать, что она мне нужна (с любой целью и в определенной ценовой категории), только потому что знаю, что Вы приличный издатель. Все же Вы занимаете определенный и достаточно специфический сегмент (в плане того, что Ваши книги не для массового читателя, я так думаю по тиражу). Много Вы продаете электронных книг? В процентном соотношении от всех книг? Как Вы решаете будет эта книга электронной или нет? Вы планируете увеличивать процент выхода электронных книг к концу года или через год? Чтобы не получалость так, что сейчас Вы продаете одну книгу, а через 3 года будете продавать 3. А процент увеличения будет каким высоким! Какой сегмент рынка необходимо занять электронными книгами, чтобы это было прибыльным? На мой взгляд специальная литература (дорога в печатной версии и быстро переиздается) и журналы (полезной информации 5-10 максимум процентов, а места занимают много и т.д.). Я согласен, что взгляд изнутри интереснее. А все остальное это так, … . Я не специалист. Главный врач:) По делу то ничего нет про будущее книжной индустрии. Книжную индустрию по индустрии музыки, на мой взгляд, далеко не легко предсказать. И связи, мягко говоря, никакой нет. А совместимость и технологии здесь дело десятое. Был бы спрос.

  8. Александр Макаров (28.07.2009 20:39) (Ответить)

    Уважаемый Михаил!
    С тезисами по технической стороне вопроса и путям распространения технологии в основном согласен, но не могу согласиться с представлениями о создании новых книг.
    Как издатель, Вы должны хорошо себе представлять, насколько “сырыми” являются большинство рукописей. Средний автор тем более не может заниматься продвижением рукописи на рынке. Следовательно, такой автор не сможет самостоятельно получить достойное вознаграждение за свой труд. Нужно еще вспомнить и то, сколь большая доля книг создается по заказам издательств. Таким образом хотя роль издательств и будет меняться, но именно они на новом рынке электронных книг будут основными игроками.

  9. Юлия Потемкина (28.07.2009 21:13) (Ответить)

    “Через двадцать лет не будет ни кино, ни театров, одно сплошное телевидение…” (реплика из фильма “Москва слезам не верит”)

    1. Максим Гирин (29.07.2009 17:39) (Ответить)

      кино тоже чуть не прогорело с ДВД фильмами. помните, пустынные кинотеатры?

  10. Михаил Иванов (29.07.2009 09:21) (Ответить)

    Юля, с точки зрения бизнеса театральная индустрия на порядки меньше индустрии кино. Театр – это актерам для души, а кино – для заработка.

    Михаил

Рубрика: Новости



Comments are closed.

еkniga rss

Ежедневник

Июль 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив

Рубрикатор

free counters
 
 

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов