США: Не нужны нам липовые оценки копирайтного ущерба
Опубликовано 14 апреля 2010
Основная тема борьбы с пиратами – громкие заявления о том, что ущерб от их деятельности огромен. Пугая «дутыми» цифрами ущерба лоббисты добиваются принятия законопроектов в пользу правообладателей, часто нарушающие базовые принципы права (презумпция невиновности и запрет на внесудебные расправы).
Пока об этом говорили потребители информации, вес у тезиса о недопустимости подобных липовых оценок был невысок. К счастью, в США, похоже, появился вменяемый чиновник (интересно, долго ли продержится).
Lenta.ru (Власти США сочли необоснованными оценки ущерба от пиратов) описала великие деяния Виктории Эспинель (цитирую целиком):
Главное контрольное управление США (GAO) назвало необоснованными оценки ущерба, наносимого экономике страны пиратами и производителями контрафактных товаров, пишет Ars Technica. В отчете, направленном в Конгресс, чиновники заявили, что оценить экономическое влияние пиратства очень сложно, если не сказать невозможно.
В GAO рассмотрели самые популярные оценки ущерба, наносимого пиратами правообладателям. В обзор вошли как оценки, приводимые госорганами, так и отраслевые.
В ФБР не смогли объяснить, как именно получилась их оценка. В Таможенно-пограничной службе США не смогли обнаружить источник своей оценки и отказались от нее. В Федеральной торговой комиссии просто не нашли данные, на которые несколько раз ссылались представители американских корпораций.
Также признана необоснованной оценка ущерба от пиратства авторства Business Software Alliance, предполагающей, что вред от каждого случая пиратства соответствует упущенной выгоде от одной продажи товара. Киноассоциация MPAA, у которой тоже есть свои оценки, не раскрывает методику подсчета ущерба и потому не может приводиться как источник в законодательных актах.
Отчет GAO – следствие принятия в 2008 году закона PRO-IP Act и назначения в феврале 2010 года Виктории Эспинель на должность координатора по вопросам интеллектуальной собственности. Та в первые же дни своей работы потребовала от правообладателей достоверных данных, связанных с их деятельностью.
Ссылки по теме
- US government finally admits most piracy estimates are bogus – Ars Technica, 13.04.2010
Сайты по теме
- Отчет Главного контрольного управления США (pdf)
______________________________
Будем надеяться, что отказ от липовых оценок ущерба позволит более объективно взглянуть на проблему и, как следствие, позволит лучше сочетать интересы правообладателей и экономики. А подходы США к решению подобных проблем во всём мире потом «аукаются»….
______________________________
Более подробный перевод/пересказ от CNews
______________________________
очень подробный и, как всегда, тщательно аргументированный материал от ЧасКор:
четверг, 15 апреля 2010 года, 10.00
Владимир Харитонов
Польза от пиратов
Борцы с контрафактом не гнушаются прямого обмана
Как вы думаете, способен ли официальный документ государственного учреждения, тем более американского, вызвать удивление, смешанное с восторгом? «Обзор попыток количественной оценки влияния пиратства и контрафактных товаров на экономику» Главного контрольного управления США (аналог нашей Счётной палаты) производит именно такое впечатление. Всего-то и надо: трезво взглянуть на вещи.
Не удержусь от частичного цитирования:
Самый серьёзный ущерб, и авторы Observations on Efforts to Quantify the Economic Effects of Counterfeit and Pirated Goods, подготовленного ГКУ США, делают на этом особый акцент, — это ущерб от проникновения на территорию США поддельных лекарств, продуктов питания, бытовой химии, комплектующих частей и т.д. Какой-нибудь поддельный детский шампунь (то есть такой, за который не несёт ответственности настоящий производитель), может нанести прямой ущерб здоровью. Может и не нанести, но гарантий нет. Или микросхема, сделанная не заслуженным тайваньским производителем, а каким-нибудь неизвестным тайваньским же цеховиком (ну, в соседнем с заслуженным производителем цехе), способна привести к катастрофе, если будет использована при сборке какого-нибудь важного компьютера, например, управляющего самолётом или АЭС и т.д. Всё это — реальная угроза.
Стоит отдать должное «государственнической» позиции Контрольного управления США, которое соглашается с тем простым фактом, что сэкономленные пользователями деньги никуда не деваются из экономики — они просто тратятся на другие нужды, что, безусловно, печально для правообладателей и возмутительно вообще, однако прямого урона экономике страны не наносят. Напротив, «пиратство» контента может, как ни странно, благотворно сказываться на других отраслях: например, простое увеличение трафика пиринговых систем создало повышенный спрос на сетевые роутеры.
Если влияние пиратства на экономику, согласимся с авторами «Обзора», толком не исследовано и как минимум противоречиво, то последствия появления самого этого документа, можно надеяться, будут далеко идущими. Конечно, в конгрессе его встретят лоббисты индустрии развлечений и постараются замять неудобные обвинения во вранье и подтасовках. Но замолчать его им вряд ли удастся. Слишком остро назрела и в США, и в Европе необходимость переосмысления механизмов работы индустрии, связанной с авторским правом и интеллектуальной собственностью. На реальность цифрового мира, живущего по иным, нежели физический, законам, уже нельзя закрывать глаза.
К сожалению (соглашаясь с оптимизмом автора о позитивном влиянии данного документа на ситуацию с копирайтным беспределом в США и Европе) никак не могу согласиться с оптимизмом по поводу положительного влияния сего документа на копирайтный разгул в России. Уж больно у нас законодатели «робкие» и уж больно копирайтное лобби во главе с Добрыней Никитой нахраписто козыряет своей близостью к верхам…