Блог, посвященный е-книгам

Требуется “помощь зала”

Опубликовано 20 мая 2012

Поступил ко мне (по электронной почте) вопрос. С согласия отправителя публикую (с минимальными купюрами)  переписку как пояснение к вопросам по которым требуется “помощь зала” (они  собраны в конце поста):

Вопрос:

Здравствуйте!

Давно и с интересом читаю Ваш блог, но с вопросом решилась обратиться только сейчас – назрел.

Мы издаем наши книги и в электронном формате, активно исследуя различные возможности их распространения. Недавно начали экспериментировать с е-книгами в формате приложений. Начали с платформы Андроид. Но приложениями наши книги являются условно – в них нет интерактива, только текст и иллюстрации. Плюс дополнительный функционал по навигации, настройкам отображения и листанию страниц.

Интерес к нашим книгам на Андроид.Маркете (ныне Гугл.Плей – https://play.google.com/store/apps/developer?id=Fantaversum) и агрегаторе Опера.аппс (http://apps.opera.com/ru_ru/catalog.php?vendor_id=43856) невелик, хотя и не нулевой. Отдельные издательства в этом направлении тоже работают, но не столь активно. Я пыталась задать вопрос нашему сообществу в социальных сетях – перспективен ли такой формат или все же неудобен читателям, но ответов набралось только 25, что недостаточно для выводов.

Каково Ваше мнение на этот счет как эксперта в данной области? К сожалению, никаких серьезных мнений по этой теме я не нашла. Может, у Вас есть и информация, аналитика? Буду крайне признательна за любой ответ.

_______________________________

С уважением, директор издательства “Фантаверсум” Антонова Анна (http://www.fantaversum.ru/)

Понятно, что экспертов в этом вопросе пока нет, но “за неимением гербовой” пришлось ответить самому:

Аналитики, к сожалению, нет.

Рискну, однако, сказать своё мнение (из общих соображений)

1. Книга – приложениене НЕ является самоцелью. Приложение (на мой взгляд) стоит делать только если нет другого выхода (функционал В ПРИНЦИПЕ нельзя реализовать без специального приложения). Причина понятна: формат штука универсальная, а приложение заведомо ограничивает круг потенциальных потребителей. Андроид-приложение отсекает пользователей iOS (а это платёжеспособный и уважающий себя сегмент рынка) и отсекает пользователей чистых ридеров. Я уже не говорю о владельцах, читающих на устройствах с экзотической (не скажу плохой, но встречающейся редко) системой. Понятно, что для чтения на чистом телефоне обычно нет другого варианта кроме Java-аплета (симбиоз контента и листалки). Однако, сегодня (по мере распространения смартфонов) такой вариант всё больше становится экзотикой, т.е. реализовывать его стоит ПОСЛЕ того, как обеспечены покупки во всех других сегментах.

2. Ваш случай (как Вы его описали) вполне пригоден для реализации в виде е-книги в формате e-Pub (принят в США и в Европе, укрепляется в РФ) или FB2 (локальный постсоветский формат с очень близкой идеологией). Это позволит продавать её через специализированные магазины попродаже е-книг (тут и Apple и Amazon и российские продавцы вроде Литрес и украинский русско-украинский BookLand). Размещение в специализированном магазине, впрочем, продаж не гарантирует. Рынок насыщен и е-книге нужна “раскрутка”. И тут, на мой взгляд, нужно не только издательсттво (способное “вытряхнуть из автора” интересную и перспективную рукопись в срок, отредактировать рукопись и качественно подготовить макет), но и литературный агент, способный грамотно и ненавязчиво раскручивать и автора и конкретные произведения и, при наличии заказа, издательство. По мере перехода “в цифру”, думаю, что роль литагентов будет расти, а издательства станут у них работать на подряде.

3. Сейчас появляются новые форматы (например, ePub3). которые позволяют (не создавая приложения, а оставаясь в рамках универсального формата) готовитье-книги с медийными вставками и определённым уровнем интерактивности. Такой подход позволяет готовить современный улучшенный текст без потери частей рынка

4. Я крайне негативно отношусь к попыткам использовать книгу-приложение как средство защиты от несанкционированного копирования. С моей точки зрения (и российский рынок это подтверждает) гипотеза добросовестного использования позволяет минимизировать расходы на защиты и максимизировать продажи

5. Сегодня даже на жёстко контролируемом рынке продаж приложений для iOS проскальзывают вредоносные программы. На рынке Android-программ такое встречается куда чаще. Так что для того, чтобы я согласился (даже бесплатно) скачать и установить е-книгу/приложение я должен быть уверен в поставщике. Т.е. раскрутка е-книги/приложения – операция куда сложнее, чем раскрутка просто е-книги

6. Я сомневаюсь в целесообразности стратегии “контент за рекламу”, когда книга-приложение отдаётся бесплатно, но в ней есть реклама неведомых ресурсов, фирм и товаров. Только очень раскрученная фирма может пойти на это (даже Amazon пошла на подобный вариант не сразу, хотя теперь и рискует продаватьустройства с рекламой дешевле, чем устройства без рекламы).

7. Несмотря на то, что настоящие книги-приложения пока (за редким исключением) себя не оправдывают (в плане выручки), делать их нужно. Это – перспективное направление и те, кто придут на этот рынок первыми (если не рухнут под тяжестью издержек) могут рассчитывать на успех в ближайшем будущем

У меня предложение. Давайте мы поместим и вопрос и ответ в блог и попросим “помощь зала”. Вполне вероятно, что мы получим интересные отклики

В ответ получены уточнения:

Уточнение к п.1.:

Мы начали с самых популярных форматов. Их описание здесь (текст рекламный, но описания и скриншоты актуальные): http://shop.fantaversum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=61&Itemid=88

С приложениями экспериментировать решились, только охватив и настроив работы с перечисленными форматами. Java менее популярен, а iOs (Apple Store) требует получения издательством американского ИНН. Поэтому мы начали с Андроида. Кстати, вроде как есть читалки и для Java-платформы, но это уж точно экзотика.

Надо сказать, что на (сайте издательства) действительно есть каталог, а в нём есть и описания “бумажных” книг и (описания цифровых версий) . Книг, пока, немного, но интерфейс понятен и (инструкция по оплате) обещает достаточно полный спектр способов оплаты. Думаю, что главная проблема состоит в том, что попытки продажи проводятся с нераскрученного сайта (единицы уникальных посетителей в день никак не могут дать стабильного потока покупок). Так что вполне ожидаемо

уточнение к п. 2.

“Ваш случай (как Вы его описали)” – если хотите, могу прислать файлы книг на посмотреть и пощупать 🙂

ePub и FB2 у нас есть как отдельные форматы. На Амазон (KDP) зайти с русскоязычными книгами не так-то просто, только обманным путем. По честному я попробовала – мне отказали.

По поводу раскрутки – полностью согласна. Стараемся этим заниматься параллельно с бумажными версиями (мы выпускаем книги одновременно в электронке и PoD).

С возрастающей ролью литагентов тут можно поспорить, но тенденция очевидна – роль издательства все больше будет переходить в сферу предоставления авторам услуг по подготовке и продвижению книг. Очень хотелось бы, чтобы функцию отбора рукописей для публикации издательства все же сохранили, но допускаю, что эту роль может взять на себя и новый игрок рынка. Продвижение книг, таким образом, станет одной из услуг, которая может быть включена в список услуг издательства, а может и реализовываться независимыми агентствами.

Честно говоря, не вполне понял стоит ли столько времени и сил тратить на попадание в “забугорные” интернет-магазины. Лестно, конечно, иметь возможность сказать, что мы продаёмся в …. и, конечно, в ….  Но попадание во все эти места стоит денег времени и сил, но (на мой взгляд) вовсе не гарантирует продаж. Предложение, на мой взгляд, настолько велико, что без потока целенаправленных приходов на страничку издательства (автора или книги) будут только случайные покупки, на которых сложно получить устойчивую выручку. Честно говоря, порадовало наличие у издательства PoD. Если бы ещё суметь наладить получение ISBN (как библиотекарю, мне бы хотелось, чтоб он был российским и чтобы выполнялись российские правила по поводу обязательных экземпляров), то вполне можно было бы налаживать сервис самопубликации с размещением в интернет-магазинах. Думаю, что российские интернет-магазины в плане продаж е-книг, как минимум, не хуже “забугорных” (роялти, конечно, ниже, но продаж-то должно быть существенно больше…).

Уточнение ку п. 3:

Да, я в курсе этого. Но пока для наших книг не вижу необходимости в медиаконтенте и интерактиве. Поэтому пока просто слежу за тенденциями.

Если нет необходимости в медиаконтенте и интерактиве, то получается, что создание “приложений” – это не более чем способ увеличения числа мест продажи. Интересно, конечно, было бы посмотреть отчёты о затратах на такое расширение мест продажи и о полученной выручке

Уточнения к п. 4:

Полностью согласна. Хоть наша исполнительная и законодательная власти работают из рук вон плохо, но пытаться взвалить на себя их обязанности – тупиковый путь. Каждый должен заниматься своим делом. Проблема глобальна, и силами нескольких издательств ее не решить, а усиленной защитой контента только читателей распугать можно. Мы не защищаем книги и не преследуем пиратов. Мы работаем целенаправленно с аудиторией, которая готова платить – таких все больше с каждым годом. В частности, в каждую книгу вставляем прямую ссылку на страницу, где за нее можно заплатить – это для тех, кто качает с пиратских сайтов под лозунгом “А я не знаю, где можно купить!” 🙂

А вот эта идея (ссылка на место, где можно заплатить тем, кто “не знает где можно было купить”) мне кажется весьма плодотворной. И не потому, что жду от неё больших платежей, а потому, что наличие такой ссылки (особенно в начале е-книги и в её конце) означает, что отговорка “А я не знаю, где можно купить!” становится заведомо ложной и человек должен либо честно сказать себе, что он вор сознательный, либо сказать, “ой, извините”, и заплатить

Уточнения к п. 5:

Да, это серьезная проблема. Пока у меня нет ответа – как ее решить. Разве что репутацией поставщика, которая нарабатывается годами, и работой только с площадками, которые жестко мониторят содержание на предмет вирусов, но таких, увы, еще слишком мало.

Уточнения к п. 6:

Пробовала несколько таких – меня хватило на полчаса чтения, потом нервы не выдержали мелькания баннеров. Все-таки чтение требует другой обстановки. Допускаю целесообразность включения рекламы в книгу только как статичного контента, например, в конце или начале в стиле благодарности спонсору и т.п. Но пока мы с этим не работаем.

Благодарность спонсору – это неплохо, но, на мой взгляд, сие интересно, скорее, при издании на гранты (а оно, как правило, предполагает свободные лицензии, а не коммерческие)

Уточнение к п. 7.:

Вот в этом у меня сомнения пока и не отпали. Даже в наших опросах большинство не интересуется книгами-приложениями в принципе, предпочитая стандартные форматы для чтения в программах-ридерах. И именно этот вопрос беспокоит меня больше всего – стоит ли развивать это направление в надежде на успех в перспективе, или это тупик, а будущее за универсальными книжными форматами?

________________________________

И вот тут-то и нужна, на мой взгляд, “помощь зала”. Я бы рискнул сформулировать вопросы так:

1. Знаете ли Вы о наличии е-книг в формате приложений и как Вы к  ним относитесь? Есть ли на устройстве, которое Вы используете для чтения, возможность установить приложения вообще и е-книги в формате приложений в частности?

2. Готовы ли Вы установить на свой планшет (коммуникатор) приложение е-книгу. Как на Ваш выбор повлияют соображения безопасности и цены (предполагается, что приложение должно стоить дешевле, чем е-книга в стандартном формате?

3. Какие особенности контента оправдывают, на Ваш взгляд, создание е-книги в формате приложения

4. Как Вы относитесь к тому, что называют text 2.0, (он же улучшенный текст, текст с медийными вставками, интерактивный текст, текст с поведением и т.п.)? Как, на Ваш взгляд, читателю будет удобнее получать такой контент – в виде форматированного текста или в виде приложения?

5. Считаете ли Вы, что работать с е-книгами в формате приложений всё-таки стоит? Если да, то стоит ли продавать в виде приложения обычный текст или только text 2.0?

6. Где, на Ваш взгляд, лучше размещать изданное произведение (“забугорные” или локальные интернет-магазины и какие именно) и как выставленные на продажу е-книги лучше продвигать? Считаете ли Вы, что публичные библиотеки могли бы участвовать в продвижении е-книг? Если да то каких (какова может быть процедура отбора библиотекой КАКИЕ именно е-книги продвигать)? Насколько, на Ваш взгляд, наличие устойчивых взаимоотношений между библиотекой и автором (издателем или интегратором-поставщиком контента) может и должно сказываться на продвижении библиотекой тех или иных е-книг

7. На какой вопрос по теме поста (или расширяющий ее) Вы бы хотели ответить (просьба сообщить и вопрос и ответ)?

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Рубрика: DRM, Издание е-книг, Исследования рынка, Новости, Программное обеспечение, Продажи (в т.ч. через Интернет), Рынок чтения, Самопубликация, Сопутствующие технологии, Форматы и их конверсия, Цифровой контент, Цифровой контент. е-книги, Цифровой контент. Прочее



12 комментариев:

  1. Ariwch:
    20 мая 2012, 21:08

    1. Да, отрицательно. Предпочитаю e-pub.

    2. Теоретически да, но только если считаю, что книга действительно будет мне интересна и нет другого варианта.

    3. Не могу сказать.

    4. Не читал подобного, видео с демонстрациями не впечатлили.

    5. Возможно, для создания присутствия на рынке и наработки узнавания покупателей

    6. Не готов ответить 🙂


  2. ekniga:
    20 мая 2012, 21:53

    Спасибо!


  3. Анна Антонова:
    20 мая 2012, 22:10

    В дополнение хочу отметить, что ISBN мы получаем на все наши книги и 16 экземпляров в РКП отдаем. А свой магазин держим не столько для продаж, сколько для консолидации информации о продажах каждой книги в одном месте – все магазины там перечислены и для бумажных книг, и для электронных. Раскручивать эту площадку именно для повышения продаж особого смысла нет, такие маленькие магазинчики широкой публике неинтересны. Электронка же у нас представлена в АйМобилке, Wexler, BookMate – это из Российских.


  4. Анна Антонова:
    20 мая 2012, 22:14

    И еще – о расходах. Они разовые: программа для создания таких книг-приложений и регистрация в Андроид.Маркете как издателя (Опера денег за регистрацию не требует), т.е. в перспективе можно говорить о прибыльности.


  5. макс:
    20 мая 2012, 23:15

    1. Впервые узнал о таких книгах из данной публикации. Этот вариант не очень удобен. В читалке, которой я обычно пользуюсь эти книги не прочтешь. У меня есть смартфон на андроиде, но это совсем уж на крайний случай.
    2. Только если это будет единственным возможным вариантом.
    3. Я не думаю, что в этом есть смысл. Книги обычно читают, а не играют с ними.
    За исключением может быть книжек для малышей, там интерактивность будет к месту.
    4. Это приемлемо для специальной литературы – детской или учебной.
    5 нет
    6. Об этом сложно судить, поскольку пока не совсем понятно как в принципе можно заниматься продажей книг при условии, что любую из них можно бесплатно скачать в сети. Извините, но я не верю действенность моральных ограничений в подобной ситуации.


  6. Мышь Библиотечная:
    20 мая 2012, 23:38

    1. Знаю, пробовала закачивать на нокию. Отношусь равнодушно. Книжки лежат нечитанные, не вдохновило.
    2. Смотря какая книга… если позарез нужно ее прочесть, то хоть рукопись 🙂
    3,4,5. Думаю, такой формат идеально подходит для детской литературы… Но с другой стороны, часто при чтении художественной литературы, где в тексте много отсылок, например, к музыкальным фрагментам или картинам, меня лично тянет в интернет или к справочникам.
    Как-то так….


  7. Irina Bilan:
    21 мая 2012, 13:38

    1. Да. Да. Но предпочитаю не загружать память устройства (планшет) приложениями, и искать книги в формате, читаемом уже установленным приложением (после долгих тестов выбрала MoonReader).
    2. Думаю, готова установить, если Приложение даёт возможности, отличные от “текст+картинка”. Как инкарнация подарочных изданий. У меня, например, стоит молитвослов в таком виде – в зависимости от времени суток открывает автоматически молитвы (утренние/вечерние). Приложением, таким образом, удобна “настольная книга”, к которой захочется вернуться вновь и вновь. И стоить оно может дороже стандартной. Дешёвое приложение формата “текст+картинка” будет установлено мною исключительно в ситуации отсутствия иных вариантов, и острой потребности именно в данном тексте.
    3. Наличие встроенной мультимедиа, и интерактивных элементов (встроенные тесты – например). Если говорить о тематике – то это преимущественно образовательный контент (от детского сада до вуза).
    4. Текст со вставками, ссылками Гугл реализовал в традиционных форматах. Поэтому не вижу необходимости создания приложений с такой целью.
    5. Только text 2.0 со специальными возможностями и мультимедийным контентом.
    6. 1) Максимальное количество интернет-магазинов и агрегаторов. 2)Продвигать через соцсети, прямые рассылки. 3) Да – по аналогии с программой Амазон. (отбор – равен потребности читателя. Продвигать можно идею, издательства, агрегатора). Наличие взаимоотношений – положительный фактор, но не ключевой.


  8. ekniga:
    21 мая 2012, 17:42

    Спасибо, Ирина!


  9. ekniga:
    21 мая 2012, 17:44

    Спасибо, Мышь!


  10. ekniga:
    21 мая 2012, 17:46

    Спасибо, Макс!
    Мнение человека, который счастливо себе жил и без этого, особенно интересно


  11. Мышь Библиотечная:
    22 мая 2012, 16:10

    Еще подумалось, что отдельным приложением хорошо “издавать” справочную литературу


  12. ekniga:
    22 мая 2012, 16:33

    2мышь
    Конечно. Там нужен не линейный интерфейс (как в обычной книге), а некое подобие рубрикатора с поиском по рубрикам, ключевым словам и содержимому и, возможно, нужны мат. модели, видеоролики, гиперссылки и т.п. Не зря многие энциклопедии на CD/DVD продавались с программой управления, сводящей всё “хозяйство” в единое целое


еkniga rss

Ежедневник

Май 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив

Рубрикатор

free counters
 
 

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов